Люди в храме: звонарь

Диакон помогает только во время богослужений?

У диакона могут быть послушания и помимо службы. В зависимости от места служения, он — помощник священника или архиерея. Также диакон может заниматься административной работой на приходе, волонтёрской деятельностью, преподаванием в воскресной школе. Всё зависит от его талантов и нужд прихода. Лично я служу при архиерее, поэтому у меня специфические обязанности. Я — сотрудник канцелярии Горловской епархии, а ещё ризничный Богоявленского кафедрального собора, что напрямую связано с моим диаконским служением: я отвечаю за убранство храма.

Вы наверняка обращали внимание, что все праздники в нашей Церкви имеют свой цвет: Пасха — красный, Рождество — белый, Троица — зелёный, Богородичные праздники — голубой, и так далее. Накануне праздничного богослужения в алтаре всё украшают в положенный цвет

Я отвечаю за это, а также за то, чтобы всё в соборе было чисто и аккуратно. Помимо перечисленного я несу послушание фотографа: снимаю праздничные богослужения, архиерея и священников нашей епархии. Когда есть необходимость — выполняю обязанности иподиакона. Иподиаконы помогают во время службы архиерею: держат книги, подают специальные подсвечники — трикирий и дикирий, — и так далее. Я старший над иподиаконами, отвечаю за то, чтобы всё было в порядке, но могу и сам при необходимости заменить их.

Диакон помогает священнику не только на богослужениях, но и на требах. Как и священники, мы несём седмицу — в течение недели дежурим в храме с утра до вечера.

Как и священники, диаконы имеют определённые степени. Как я уже говорил, первая ступень священства — это собственно диакон. Если он хорошо исполняет свои обязанности, преданно служит Церкви, его по решению архиерея могут наградить — возвести в протодиаконы. Протодиакона отличает двойной орарь (орарь — узкая лента, которую диакон носит на левом плече).

Примечания

  1. «Вера. Надежда. Любовь»: Храм Святителя Николая в Звонарях. Городской информационный канал m24.ru (26 сентября 2015). Проверено 3 сентября 2021.
  2. 12 Вострышев, 2011, с. 284.
  3. 123 Кондратьев, 2003.
  4. 123 Церковь Николая Чудотворца, что в Звонарях. «Храмы России» (25 октября 2006). Проверено 3 сентября 2021.
  5. 1234567 Дроздов, 2013.
  6. 1234 Рождественский монастырь и подворье Пюхтицкого монастыря. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (12 декабря 2012). Проверено 3 сентября 2021.
  7. Храм святителя Николая передан церкви. Русская православная церковь. Финансово-хозяйственное управление (2017-08-2). Проверено 3 сентября 2021.
  8. Храм Николая Чудотворца в Звонарях в Москве. Культура.РФ (2018). Проверено 3 сентября 2021.
  9. Московский храм Николы в Звонарях передан в собственность Русской церкви. Интерфакс (3 августа 2017). Проверено 3 сентября 2018.
  10. Московский храм святителя Николая Мирликийского в Звонарях передан Церкви. Гомельская епархия (4 августа 2017). Проверено 3 сентября 2021.
  11. Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении на Пюхтицком подворье в Москве. Православие и Мир (26 апреля 2016). Проверено 3 сентября 2021.
  12. Храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях передан в собственность Церкви. Епархии знакомые и неизвестные (4 августа 2017). Проверено 3 сентября 2021.
  13. Московский храм святителя Николая в Звонарях передали РПЦ. РИАМО (3 августа 2017). Проверено 3 сентября 2021.

Как стать священником

Если раньше священником мог стать любой желающий при условии, что он долгое время прислуживал в церкви, то сейчас попасть в число священнослужителей могут только выпускники духовной семинарии, получившие высшее образование. У вчерашних семинаристов есть выбор: они либо остаются холостыми и постригаются в монахи, либо женятся и просят епископа принять их в священники. Еще один вариант — написать прошение о постриге, и стать священником уже после определения в монастырь.

При этом стоит различать церковнослужителей и священнослужителей. Первые — свещеносцы и чтецы — не имеют права совершать церковные таинства, например, венчать или крестить людей, — они лишь помогают священнослужителям в проведении служб. А вот священнослужители — диаконы и иереи — могут выполнять требы, совершать богослужения, заходить в алтарь и возглавлять приход. Существует между ними и промежуточное звено — иподиаконы, которые не считаются священнослужителями, но все-таки имеют право находиться в алтаре.

P.S.

Полезен ли колокол для здоровья
Вадим Лебедев, второй звонарь Владимирского собора


Вадим Лебедев

— От хорошего звона оглохнуть нельзя. Если колокола благозвучны и на звоннице хорошая акустика, то это невозможно. Конечно, уши нужно обязательно защищать с помощью ватных затычек, берушей, строительных или стрелковых наушников, но только если колокол по весу равен или превышает шесть тонн. Проблемы начинаются, когда во время звона язык колокола «прилипает» к юбке и производит неприятный дребезжащий звук. Однако бывает и так, что сами колокола выполнены некачественно, имеют скрытые или явные дефекты, искажающие звук. Бывает и так, что архитектура подводит: звонкие небольшие колокола на маленьких звонницах с узкими проемами иногда располагаются слишком близко к уху, звук может отражаться от стен.

Не нужно забывать, что кроме чисто физиологического, колокольный звон производит воздействие и эмоционального характера. Это символ и средство пробуждения, как духовного, так и физического. В определенных ситуациях он призван вызывать определенные чувства: траур, торжественность, умиротворение, и звонарь проникается этим состоянием, как и люди, слышащие звон со стороны, независимо от того, верующие они или нет. Неслучайно образ колокола играет такую важную роль в поэзии. Иосиф Бродский, например, в одном рождественском стихотворении трогательно говорит о беззащитности родившегося Иисуса, о том, что Жертва еще не принесена и Бог безвестен: «Младенец покамест не заработал на колокол с эхом в сгустившейся сини».
 

 
Всегда ли звон по закону?
Против колокольного звона часто выступают горожане, желающие поспать в воскресенье. По-своему их претензии справедливы, ведь у многих воскресенье — единственный выходной. Защищен ли юридически колокольный звон в Санкт-Петербурге?

— 2 мая 2010 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», — комментирует Наталья Большакова, юрист Санкт-Петербургского епархиального управления, — в котором предусмотрена ответственность за «нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни». Однако данная статья имеет исключения и не распространяется на: «действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий (п. 6, ст. 8).

Таким образом, формально звонить можно в течение суток. Хотя, конечно, всегда нужно искать разумный компромисс.

Как проходят занятия

Краткосрочные курсы длятся пять дней. За это время ученики посещают как теоретические, так и практические уроки. Например, до обеда они изучают историю возникновения церковного колокольного звона, его виды и многое другое.

Во второй половине дня ученики тренируются на специальных тренажерах: деревянных и металлических.

Алтайский центр звонарского мастерства.

Анна Зайкова, altapress.ru

На деревянном тренажере будущий звонарь доводит до автоматизма движение каждой руки. А на металлическом, трубном, идет работа со звуком.

Здесь, кроме рук, задействованы ноги — ими нажимают на педали, которые связаны с самыми большими колоколами — благовестниками. Спустя время ученики могут одновременно звонить двумя руками, ногами, а все движения объединяются воедино. На профессиональном языке это называется «собрать звон».

Обучение начинают с веревочного тренажера. На нем отрабатывают основные движения, совершаемые во время звона. Тренажер имитирует систему управления колоколами.

Через некоторое время, когда навык уже отточен, ученики переходят на трубный тренажер. Он представляет собой раму с закрепленными на ней звучащими колоколами-трубами. Этот тренажер также имитирует систему управления колоколами — все тяги, которые идут от колокольных языков, копируют настоящий звонарский пульт.

После обучения на тренажерах ученики пробуют звонить на церковной колокольне. Они закрепляют и развивают полученные навыки. Ученики отмечают, что звонить там намного сложнее, чем на тренажерах.

Чтобы развивать свои умения дальше, необходимо как можно чаще тренироваться именно на колокольне, привыкать к весу колоколов, их голосу, постепенно начинать дополнять свой звон новыми элементами.

Между теорией и практикой смотрят обучающие ролики.

Алтайский центр звонарского мастерства.

Анна Зайкова, altapress.ru

Отметим, что за время существования центра в нем обучилось около 50 человек. Многие из них несут звонарское послушание в разных приходах РПЦ.

Теоретики звона

Научно-практический семинар «Русская кампанология. История, современное состояние, проблемы» соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Романовых

Сергей Старостенков, вице-президент Ассоциации колокольного искусства России
Семинары Сергея Алексеевича Старостенкова по истории и изучению звона будут проходить с января 2015 года в просветительском центре Феодоровского собора. Они будут состоять из лекций, кинолектория и ознакомительных выездов. На лекции будут приглашены ведущие исследователи в области кампанологии, практикующие звонари, архитекторы, которые расскажут о правильном устройстве и оборудовании колоколен, врачи, которые пояснят влияние звона на организм человека с медицинской точки зрения, литейщики и музыковеды. Во время кинолектория гостям семинара будут предложены фильмы на «колокольные» темы. И обязательная часть встреч — выезды и экскурсии на колокольни.

Какие качества характера должны быть у человека, желающего быть диаконом?

Нужно обладать теми же качествами, что и священники, потому что по сути это одно и то же служение. Если отталкиваться непосредственно от задач, то диакон должен любить порядок и чистоту. Чистота в алтаре — это наша главная забота, потому что он — это святая святых. Если диакону не свойственна чистоплотность и он всё время себя заставляет делать то, что делает, то рано или поздно произойдут какие-то ошибки, случатся упущения.

Ещё в нашем служении важны дисциплинированность, порядочность, образованность. Надо уметь помочь людям мудрым и добрым словом, поддержать их в разных ситуациях

Очень важно хорошо знать Священное Писание, постоянно изучать его. Очень некрасиво, когда ты — служитель алтаря, ходишь в подряснике, но не можешь ответить людям на их вопросы

Словом, диакон — это особое служение, которое требует постоянного развития, а также ответственности по отношению к себе и людям.

Чтобы быть диаконом, нужно учиться?

Чтобы стать диаконом, в первую очередь нужно иметь желание послужить Матери-Церкви, а всё остальное решается на собеседовании с архиереем. Мы знаем случаи, когда не хватало священнослужителей, и человек становился диаконом, а потом уже шёл учиться в семинарию заочно. Но мне кажется, что всё-таки лучше обучаться на дневном отделении. Конечно, знания можно получать разными путями, и в этом вопросе всё зависит от человека. Если он хочет, то будет учиться. Однако священнослужителю желательно иметь классическое духовное образование. Как правило, диакон рано или поздно становится священником, мало кто до конца своей жизни несёт диаконское служение. Так что знания получать нужно — чтобы разбираться в своей вере и адекватно с людьми общаться, знать, что ответить на их вопросы.

«Музыкалка» не нужна?

По словам Константина, и сегодня каждый, кто хочет стать звонарем, должен пройти примерно тот же путь:

— А как же музыкальное образование?

Первое полноценное описание психологии звонаря возникло в 19 веке – великий звонарь из Санкт-Петербурга Александр Смагин говорил «бывало, иду по улице и никакого звона нет, а мне все время кажется, что во мне какой-то колокольный звон, я несу его в себе».

«Колокольный звон — это жизнь, это творчество, от земли и неба идущее. А творчество диктует свои законы. Те, кто подходят к этому со своей меркой, уйдут с ней же, те, кто подходят к этому как к пустому ремеслу, не поймут ничего».

Какие зарплаты получают священники

Итак, повторимся: если приход маленький, и его доход составляет 10–20 тысяч рублей в месяц, то и платить зарплату сотрудникам не из чего. В итоге всю работу, включая уборку храма, выполняют сам настоятель и его супруга, матушка, или простые прихожане, которые готовы служить церкви на безвозмездной основе.

Что касается более крупных приходов, — например, в одном из областных центров, здесь рядовой священник может получать зарплату от 20 до 200 тысяч рублей. Эта сумма будет складываться из оклада и того, что ему удалось заработать на требах. При этом зарплаты молодых священнослужителей не бывают высокими и редко превышают 35 тысяч рублей в месяц. В Москве ситуация иная — в столичном храме священник может рассчитывать на зарплату в 200 тысяч рублей. А настоятели самых известных храмов России и вовсе могут похвастаться зарплатой свыше миллиона рублей.

Ранее сообщалось, что в ближайшее время на территории Нижегородской области появятся семь новых храмов. 

По материалам the-village.ru, businessman.ru.

Немного теории

Диакон — это первая ступень священства в Церкви. Все священники сначала были диаконами. Диакон отличается от священника тем, что не может самостоятельно служить литургию и совершать таинства. При хиротонии он становится на одно колено, это образ того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только часть его: он имеет право служить при Святых Тайнах, но не может их совершать.

Диакон украшает службу своим голосом и помогает священнику. Он провозглашает ектении, читает Священное Писание — Евангелие, а если на службе два диакона, то и Апостол, — участвует в каждении и совершении некоторых богослужебных действий. Большинство диаконов обладает хорошим голосом и слухом. Особенно это касается тех, кто служит при архиерее: во время архиерейских богослужений много песнопений, которые поют в алтаре, поэтому, чтобы служба была красивой, надо хорошо и грамотно петь.

Помимо своих богослужебных обязанностей, диакон отвечает за чистоту в алтаре, благообразие службы, сохранность церковных сосудов и утвари. В алтаре есть места, которых пономари не могут касаться — это Престол, он находится в центре, на нём лежит антиминс, и Жертвенник — он расположен в стороне, на нём совершают проскомидию. К ним могут прикасаться только священники и диаконы, на которых лежит ответственность за чистоту этих священных мест.

Строительство и использование

Окрестности улицы Рождественки в XVII веке занимала слобода звонарей и сторожей кремлёвских соборов. Поселение относилось к приходу деревянной церкви Николая Божедомского, первые упоминания о которой датируются 1616 годом. Храм получил название из-за убогого дома, действовавшего при нём. В дом свозили заложных покойников для дальнейшего погребения. Позднее подобные заведения стали организовывать только за границами города, и к 1677 году церковь стали именовать по звонарской слободе. В этот период в храме действовали приделы Николая Чудотворца, Дмитрия Ростовского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сооружение неоднократно горело, его восстанавливали на пожертвования прихожан, и к 1657-му перестроили в камне.

В 1762 году по приказу Екатерины II на средства сенатора Ивана Воронцова возвели новую церковь по проекту архитектора Карла Бланка. Предположительно, храм являлся домовым и относился к усадьбе Воронцова, расположенной неподалёку. Церковь имела небольшой размер и состояла из колокольни, двухпридельной трапезной и храма с апсидой, выстроенных вдоль одной оси. Ряд исследователей полагает, что новое сооружение возвели на фундаменте старого. Здание в стиле барокко было представлено в нижней части вытянутым прямоугольным объёмом, над которым возвышался восьмигранный ярус. Восьмёрик украсили угловыми пилястрами с капителями и крупными белокаменными наличниками, внутреннее помещение храма имело крестообразную форму. В 1766 году существовавшие ранее приделы дополнили ещё одним, который освятили в честь Сергия Радонежского. Строительство и отделка были окончены в 1781-м, главный престол новой церкви освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В начале XIX века храму пожертвовали икону Божией Матери «Взыскания погибших». Церковь сильно пострадала во время московского пожара 1812 года. После освобождения Москвы её реконструировали, заменив два крыльца и соорудив новые двухпрестольную трапезную и колокольню в классическом стиле.


Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, 1883 год

Москвовед Виктор Васильевич Сорокин отмечает, что во второй половине XIX века в доме причта при храме снимали жильё терапевт Григорий Захарьин, хирург Александр Разцветов, а также Михаил Мостовский — составитель монографии о храме Христа Спасителя. Под его руководством в 1880-х годах проходил ремонт внутреннего убранства церкви Николая Чудотворца в Звонарях, для создания живописи он использовал изображения росписей храма Христа Спасителя. Металлический декор фасадов изготовили в мастерских Франца Сан-Галли и других известных заводчиков.

В 1933 году церковь закрыли, а здание переоборудовали под складские помещения. Часть икон передали в действующий храм Сергия в Пушкарях. По свидетельству современников, перед закрытием церкви Николы в Звонарях одна из прихожанок вынесла икону Божией Матери «Взыскания погибших» и в 1981-м передала её православному ставропигинальному Пюхтицкому монастырю, располагающемуся в Эстонии. В середине 1960-х годов церковь на Рождественке заняла кафедра живописи и рисунка Московского архитектурного института (МАрхИ), который находился в бывшей усадьбе Воронцова.

В 1993 году патриарх Алексий II подписал указ о создании на территории Москвы подворья Пюхтицкого женского монастыря. Для его размещения была выбрана церковь Николая Чудотворца в Звонарях, которая находилась на тот момент в ведении Департамента городского имущества Москвы. Через год началась расчистка территории храма прихожанами и послушницами Пюхтицкого монастыря. Когда кафедра МАрхИ освободила строение, работы передали в ведение строительной , часть проекта финансировалась из городского бюджета. В 1996-м Алексий II освятил заново открытые главный престол храма и приделы, икону Божией Матери Взыскания погибших торжественно передали церкви. В этот период интерьеры были расписаны иконописцем Александром Ивановичем Чашкиным. По состоянию на 2006 год в храме также действовал приставной придел святого Алексия. В 2016-м во время торжественного богослужения в церкви Николая Чудотворца в Звонарях патриарх Кирилл подарил подворью копию Иверской иконы Божией матери. Через год храм официально передали в собственность Русской православной церкви.

Популярное за 7 дней

Вся ли вода становится святой на Крещение, как ее использовать и хранить
18.01.22 13:23

Текст службы Крещения Господня с переводом и объяснениями
18.01.22 12:10

Избавляет ли от грехов купание в крещенской проруби
17.01.22 10:39

Как правильно провести Крещенский сочельник?
17.01.22 10:39

Митр. Антоний (Паканич): Смысл Крещения может понять тот, кто всем сердцем ищет Единого Бога – Пресвятую Троицу
18.01.22 14:03

15 января — день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца
15.01.22 09:21

Икона Богоявления – междузаветный «водораздел»
18.01.22 00:18

Почему православный христианин не должен гадать в старый Новый год?
13.01.22 10:23

Тело пропавшего без вести афонского монаха нашли на пляже Скопелоса
14.01.22 21:47

Диалог священника и мусульманки. Часть первая
13.01.22 16:14

Экскурсовод, лектор, учёный

Сейчас Константин, не прекращая работу звонаря, трудится московским экскурсоводом, в том числе по башням и храмам Московского Кремля и Музея колоколов в усадьбе Свиблово, ведёт научную деятельность, а также читает увлекательные лекции про храмы и колокола для всех. Оказывается, после школы Константин окончил биофак МГУ, правда, ни разу не работал по специальности. Но фундаментальная подготовка позволяет проводить исследования — по колокольной акустике, по любимым с детства Ростовским звонам, по истории колоколов. Его публикации есть в научных сборниках, его открытия поражают и подкидывают археологам и историкам новые загадки. Например, он рассчитал, как бы мог звонить Царь-колокол и воспроизвёл этот звук. Такой вот многогранный звонарь. А что касается представления, глохнут ли звонари…

Фото и видеоматериалы предоставлены Константином Мишуровским.

Другие статьи из рубрики «Острый угол»

18 июля 2017
Путешествующие святыни (Часть 2)
Бывает ли так, что обладатели святыни используют то,
чем владеют, в корыстных целях? Конечно. 

7 марта 2014
Паралимпийцы: подвиг души и тела
23 февраля весь мир наблюдал за церемонией закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. Затихли хоккейные площадки, горнолыжные трассы и конькобежные дорожки. Но всего на две недели. По традиции, за «большой» Олимпиадой следует ее младшая сестра — Паралимпиада.

5 декабря 2012
Ленинградская симфония. Зарисовка первая. Школьники и церковники
Когда говорят о «сращивании Церкви и государства», обычно имеют в виду Патриарха Кирилла и Владимира Путина, обменивающихся любезностями во время встречи «в верхах». Но в действительности мы понятия не имеем, что происходит между первыми лицами государства и Церкви в «коридорах власти». Зато мы можем оценить процессы, происходящие здесь, рядом, …

В поисках чистой воды
Все чаще мы задумываемся, куда съездить подышать свежим воздухом, где брать воду для питья и какие продукты не следует употреблять. Проблемы экологии лишают нас простых радостей, поэтому рассуждать на тему вредных выбросов или продовольственных добавок готов каждый.

27 апреля 2016
Камера в режиме ожидания. Проблемы реабилитации заключенных
Специализированных православных реабилитационных центров для мужчин, освободившихся из тюрем, в Петербурге нет. Сейчас нет. До последнего времени при домовом храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (наб. реки Фонтанки, 193) Валентина Осипова, которую еще митрополит Иоанн (Снычев) благословил заниматься заключенными, …

Обязательно ли диакону становиться священником?

Диакону становиться священником не обязательно. Если человек этого не хочет, его заставлять никто не будет. Перед тем, как стать священником, диакон пишет прошение на имя архиерея: «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства рукоположить меня в сан иерея для служения Богу и Церкви». Понятно, что, если он не напишет, никто за него этого не сделает.

Архиерей может предложить диакону рукоположение, но это не значит, что нельзя отказаться. Обычно такие вопросы решаются в личной беседе с архиереем, который имеет большой опыт общения с людьми в целом и священнослужителями в частности и потому видит, кто готов к окормлению паствы, а кто ещё нет. Священник много времени проводит с прихожанами, его задача — уметь найти подход к разным людям, подобрать для каждого нужные слова. Диакон же в большей степени помогает священнику, нежели общается с прихожанами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: