Внутреннее сопротивление
Помимо уже перечисленных значений, мультиметром также можно проверить параметры внутреннего сопротивления АКБ.
Для этого нужно сделать следующее:
- подключить к АКБ нагрузку в виде лампочки или иного прибора;
- дать нагрузке поработать около 5-10 секунд;
- измерить показатели напряжения (U1);
- отключить нагрузку;
- ещё раз сделать замеры на полюсах АКБ (U2);
- найти разницу между двумя значениями;
- поделить на разность потенциалов, прописанную производителем батареи;
- перевести значение в проценты.
Если разница составляет не более 0,4%, тогда с внутренним сопротивлением всё хорошо.
Если внутреннее сопротивление оказалось больше установленной нормы, эксплуатировать такие АКБ нежелательно и опасно.
Поэтому тут наверняка придётся задуматься о покупке нового аккумулятора.
Измерение напряжения и внутреннего сопротивления аккумуляторных батарей
Простейшим видом контроля аккумулятора является измерение ЭДС на его клеммах. При ЭДС меньше минимально допустимого уровня аккумулятор подзаряжают до номинального напряжения на клеммах. Но такой метод пригоден только для заведомо исправных аккумуляторов. Если пластины уже покрыты толстым слоем сульфата свинца, то у аккумулятора будет высокое внутреннее сопротивление. При этом ЭДС на клеммах может быть на номинальном уровне, но аккумулятор будет быстро разряжаться или вообще не сможет обеспечить требуемый ток в нагрузке. Вольтметр этого обнаружить не сможет. Тем не менее, при своевременном обнаружении сульфатации на пластинах, аккумулятор еще можно спасти, о чем пойдет речь чуть ниже.
Для контроля аккумулятора с возможностью оперативного обнаружения неисправности требуется специальный прибор. Помимо напряжения на клеммах, он должен измерять внутреннее сопротивление (или проводимость) аккумулятора. Сравнив измеренные значения с приведенными в документации на аккумулятор, можно сделать вывод о пригодности батареи для дальнейшей эксплуатации. Примером такого прибора является PITE 3915. Его важным преимуществами являются наличие большого цветного ЖК-дисплея и удобной клавиатуры.
Тестер аккумуляторных батарей PITE 3915
Зачастую для ускорения работы требуются не только сами данные, но и оценка, выходят ли они за допустимые пределы. В этом случае удачным выбором будут измерительные приборы Fluke серии BT500.
Тестеры аккумуляторных батарей Fluke BT500
Пользователь может установить пороговые значения для 10 параметров, при прохождении каждого из которых прибор выдает предупреждение. Другой особенностью серии приборов Fluke BT500 является функция измерения пульсаций зарядного устройства. Возможно измерение циклов заряда-разряда сразу для нескольких аккумуляторов. При этом для каждого аккумулятора в памяти прибора заводится свой профиль, в котором накапливаются данные последовательно сделанных измерений. Помимо базовой модели Fluke BT510, в серию входят Fluke BT520 для измерения параметров аккумуляторов, установленных в шкафах и других труднодоступных местах, а также Fluke BT-521 с расширенными функциями. В комплект поставки Fluke BT520 и BT521 входят интерактивный зонд (BTL20 и BTL21 соответственно), а также сумка для переноски. Особенностью Fluke BT521 являются функции измерения температуры, а также беспроводной связи с мобильным устройством.
Зависимость силы тока, протекающего через аккумулятор, от разности потенциалов на его выводах, является нелинейной величиной. Поэтому внутреннее сопротивление аккумулятора, измеренное по постоянному току, носит скорее оценочный характер, так как зависит от многих факторов. Для многих практических применений такой точности достаточно — принимается решение исправен/неисправен аккумулятор. Но, если вы хотите понять, стоит ли возиться с восстановлением аккумулятора, требуется более точно измерить внутреннее сопротивление. Повысить точность измерения внутреннего сопротивления батареи можно, если производить это на переменном токе. Именно такой способ реализован в приборе PITE BT-301
Другой важной особенностью прибора является наличие в нем дополнительной функции проверки никель-кадмиевых аккумуляторов
Анализатор состояния аккумуляторных батарей BT-301 c щупом и зажимом
Экспресс проверка АКБ
Далеко не у всех автомобилистов есть время, силы и банально желание возиться с аккумулятором, искать разные нагрузки, что-то считать и делить на калькуляторах.
Они хотят просто и быстро мультиметром узнать, всё ли нормально с АКБ, или нет. Для этих случаев существует быстрая проверка. Здесь выполняются такие операции:
- Открывается подкапотное пространство после того, как двигатель был остановлен. Вытащите ключ из замка зажигания.
- Минусовой щуп от мультиметра соедините с минусовой клеммой на батарее. По аналогии сделайте с плюсом. Ничего снимать и отключать не нужно.
- Учитывайте, что небольшая погрешность в такой ситуации вполне допустима. Но обычной нормой для измерения без запуска ДВС считается 12,7 В. Если отклонения незначительные, всё хорошо.
- После этого запустите двигатель. Когда мотор начнёт работать, прибор измерения должен показать рост напряжения примерно до 14,7 В.
- Дополнительно проверьте показатели под нагрузкой. Для этого достаточно включить отопитель салона на средние обороты, фары, или подогрев стекла. При этом устройство должно демонстрировать около 14,6 В.
На этом проверка завершена. Если серьёзных отклонений от нормы нет, можно спокойно эксплуатировать аккумулятор.
Мультиметр — вещь полезная, универсальная и многофункциональная.
Не забывайте устанавливать правильные пороговые значения, чтобы прибор не сгорел и вы не получили удар током при соединении с АКБ.
Такой прибор просто обязан быть у каждого автомобилиста, поскольку он может помочь в сложных ситуациях, быстро найти источник проблем. Научитесь им правильно пользоваться, перед началом работ внимательно изучите инструкцию. Плюс отдавайте предпочтение мультиметрам от проверенных производителей.
Почему проводят внешний осмотр АКБ
Они, как правило, размещаются сбоку от движка в моторном отсеке. Если АКБ при открытии капота не видно, то водитель должен изучить инструкцию к машине, чтобы точно установить месторасположение батареи и порядок ее проверки. В современных авто батарея оборудована защитной пластиковой крышкой, которая может быть на петлях и отрываться простым откидыванием и на болтах, что требует их демонтажа. В некоторых конструкциях может быть установлена отдельная защитная открывающаяся красная крышка над плюсовой (+) клеммой.
Специалисты советуют, как можно чаще проводить внешний осмотр АКБ. Например, всегда, когда водитель открывает капот машины. В процессе работы машины на поверхности АКБ накапливается грязь, размытая влагой и потеки электролита, которые образуются в результате его кипения. Кроме того, на его поверхности могут быть обнаружены и другие признаки неисправности, которые нужно своевременно устранить. Перед тестированием мультиметром, такая внешняя проверка проводится в обязательном порядке.
Топ-10 приложений для проверки батареи смартфона
Лидера списка мы уже определили – это программа AccuBattery. Существуют, впрочем, и другие решения, также заслуживающие внимания. Для удобства представляю их в форме таблицы.
Nova Battery Tester | Приложение оптимизировано для мобильных телефонов и планшетов. Имеется несколько рабочих режимов, но “быстрый” режим не обладает достаточной точностью, лучше пользоваться “полным” режимом, проводящим анализ в течение полутора часов. |
Battery HD Pro | Довольно мощное приложение, которое анализирует батарею и вычисляет оставшееся время работы смартфона в автономном режиме в зависимости от нагрузки и остатка заряда. В бесплатной версии не имеет ограничений по функционалу. |
Battery Life | Оценка остатка текущего заряда, ёмкости, температуры. Высокая точность диагностики при минимальной нагрузке на ОС. |
Power Battery | Комплекс различных тестов, инструменты для улучшения производительности смартфона, интегрированные режимы экономии заряда и оптимизации памяти. Программа бесплатна. |
Battery Alarm | Полностью бесплатное приложение. Минимальная нагрузка на систему. Нет русского языка. |
GSam Battery Monitor | Инструмент собирает данные, оптимизирует расход заряда, отключает бесполезные приложения, нагружающие батарею. Недостаток – сама программа хорошо потребляет энергию АКБ. |
3C Battery Monitor Widget | Приложение может работать в фоновом режиме, проводить сбор информации для демонстрации её в форме понятных графиков. В бесплатной версии доступен базовый набор функций. Для проверки батареи его достаточно. |
Battery Doctor | Приложение проводит оценку состояния АКБ и оптимизирует её расход, определяя наиболее “прожорливых” и малоиспользуемых программ. Тем самым продляет срок её службы. |
Ampere | Простая утилита с большим количеством функций. Подробные отчеты, демонстрация основных показателей батареи, оптимизация расхода. |
Проверка емкости аккумулятора мультиметром Электрик
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром Каждый свинцово-кислотный аккумулятор со временем теряет свою максимальную ёмкость и эксплуатационные свойства, на пластинах образуется налет из солей сернокислотного свинца — сульфатация. Количество кислоты на процент электролита становится меньше и естественно плотность электролита уменьшается.
Как можно проверить аккумулятор?
Плотность электролита, это самый старинный и популярный метод, но в современных герметичных аккумуляторах нет отверстий для проверки таким способом. Этим методом можно лишь немногое узнать о общем состояние аккумулятора и его ближайшем будущем.
С помощью нагрузочной вилки. Она представляет собой ручку с двумя клеммами-щупами которые на 1 сек. подключаются к контактам аккумулятора. В составе устройства есть шкала вольтметра и нагрузка которая рассчитана на определенной емкости аккумулятор (автомобильный). Устройство показывает напряжение под нагрузкой и в зависимости от показаний его стрелки можно было судить о исправности аккумулятора.
Тестер свинцово-кислотных аккумуляторов — электронное устройство способное за несколько секунд (до 3 сек.) показать много параметров аккумулятора, основные это: ток, напряжение, ёмкость, прогноз по сроку службы аккумулятора.
Контрольный разряд — ну недостаток в том что аккумулятор надо полностью зарядить и проверять его работу (разрядку) по заведомо известной нагрузкой длительное время. Это занимает много времени и тратит ресурс аккумулятора.
Проверка аккумулятора подручными средствами
На некоторых моделях указывается еще меньший параметр тока (например такая надпись — Initial current less than — 2.1А) исходя из этого берем эту цифру 2.1 * 12вольт = 25Ват — это рабочая нагрузочная мощность аккумулятора.
Теперь нам нужна нагрузка средняя между рабочей и половиной от максимальной ёмкости, это примерно 35 Ват, если рабочий ток не указан, можно взять и 40 Вт.В качестве нагрузки лучше всего подойдет лампочка (но можно и другую аналогичную нагрузку по току) на 12 вольт и мощностью в 35-40 Вт.
Итак, подключаем лампочку к клеммам аккумулятора на время в 2 минуты и смотрим не меняет ли лампочка яркости, если свет потускнел за такое время то аккумулятор неисправен.Если же все без изменений то по достижению 2 минут свечения, подсоединяем к светящейся лампочке вольтметр (мультиметр) и смотрим напряжение:
- больше 12.4вольт — аккумулятор сохранил свою номинальную ёмкость и полностью исправен.
- 12-12.4вольт — аккумулятор исправный но уже подуставшый
- меньше 12вольт — 50% от номинальной ёмкости аккумулятор уже утратил и его лучше заменить.
Следует быть уверенным что аккумулятор был полностью заряжен, лучше всего заряжать его на протяжении суток или минимум 6 часов соответствующим времени током.
Проверка USB-тестером
USB-тестер – это аналог мультиметра, подходящий для любого современного устройства с портом USB. Вытаскивать элемент питания для анализа не нужно. Тестер определяет силу тока и напряжения, выводит всю информацию на экран. Как проверить ёмкость АКБ:
- Полностью разрядите аккумулятор;
- Установите активную ячейку памяти тестера в нулевую позицию;
- Включите в цепь зарядное устройство и АКБ. То есть тестер включите в зарядку, а затем в него уже воткните провод телефона;
- Когда заряд доходит до 100%, тестер выводит на экран примерную ёмкость в миллиампер часах (мАч).
- Получить более точное значение можно, если выполнить замер не только полного цикла заряда, но и разряда.
Проверка аккумулятора телефона USB-тестером
Сопоставьте полученные цифры с информацией из технического паспорта или инструкции на смартфон. Если ёмкость составляет 50% от базового значения, либо меньше, то не стоит откладывать замену батареи.
Мнение эксперта
Кошка Клеопатра
Умеет драть обои, грызть шнурки, носиться по комнатам.
Кабель для зарядки должен быть проверенным и качественным (фирменным). Плохой провод может дать неверную картину ситуации.
Способы диагностики
Есть несколько вариантов и решений, позволяющих проверить свой аккумулятор под капотом автомобиля на работоспособность. И для этого не всегда нужно вооружаться мультиметром.
Всего выделяют 3 основных способа для измерения заряда:
- с помощью встроенного индикатора;
- нагрузочной вилкой;
- мультиметром.
На современных АКБ конструкторы предусмотрели использование встроенного индикатора, по которому можно быстро и в любой момент узнать уровень заряда. Первыми подобные решения начали использовать японцы.
Так называемое зелёное окошко или гидрометр позволяет определить, насколько АКБ заряжена:
- зелёный цвет указывает на полный заряд;
- если цвет белый или чёрный, ёмкость упала;
- если чёрный, то уровень ниже допустимого.
Если в смотровом окошке видно индикатор чёрного цвета, обычно в такой ситуации советуют менять АКБ.
Нагрузочная вилка считается устаревшим решением, но некоторые СТО и простые автолюбители её применяют до сих пор. Вилка считается более точным измерителем, нежели встроенный индикатор.
С помощью вилки нагрузки создаётся имитация запуска стартера. Под нагрузкой батарея выдаёт меньше своего номинального значения, которое составляет около 12,7 В. Если прибор показывает 3-5 В, это говорит о сильном разряде, и такая АКБ запустить ДВС не сможет.
Работы с нагрузочной вилкой рекомендуется проводить не часто, а температура АКБ должна быть в диапазоне от 20 до 25 градусов Цельсия.
Поскольку нагрузочные вилки есть далеко не у всех автовладельцев, самым оптимальным решением остаётся мультиметр.
Такой универсальный прибор можно приобрести буквально за 500-1000 рублей, если хотите сэкономить. Есть и более дорогие, но точные и надёжные устройства.
Теперь следует отдельно рассмотреть, как правильно использовать мультиметр, проверяя различные параметры.
Замер емкости мультиметром
Изучая, как измерить емкость аккумулятора мультиметром, следует рассмотреть основные особенности этого процесса. Существует несколько способов его выполнения. Реже применяется подход замера емкости при помощи контрольного разряда. Замер емкости происходит при нагрузке, которая способна забрать половину тока аккумулятора.
При проведении этого процесса владелец транспортного средства должен учитывать плотность электролита. Если АКБ заряжена полностью, этот показатель составит 1,24 г/см³. Если аккумулятор разряжен на одну четвертую часть, показатель составит 1,2 г/см³. Соответственно, наполовину разряженный источник питания покажет 1,16 г/см³.
Проверка производится, если автомобиль плохо заводится. Емкость и заряд аккумулятора должны быть в установленных производителем рамках, иначе работа оборудования будет неполноценной.
Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?
Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:
- Прибор устанавливается в режим замера ампер, а переключатель на нем – на переменный ток, который обозначается английскими литерами AC.
- Отсоединяете клемму с плюса батареи и на ее место ставите отрицательный провод измерительного прибора.
- К оборудованию, которое выступает в качестве нагрузки, присоединяете отрицательную клемму АКБ и щуп измерителя с положительным зарядом.
- В зависимости от конструкции, смотрите на высветившееся число или отсчитываете его на шкале прибора.
Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.
Проверка заряда элемента питания
Как отличить батарейку от аккумуляторной батарейки
Проверяют зарядку питания при помощи цифровых электронных мультиметров и аналоговых вольтметров. Применение первых измерительных приборов более популярно и распространено, так как мультиметры имеют небольшую стоимость, просты в использовании и обслуживании.
Проверка заряда без нагрузки
Заряд питания без нагрузки (в так называемом «режиме холостого хода») измеряется следующим образом:
- Регулятор мультиметра устанавливается в режим измерения постоянного напряжения;
- Выбирается предел измерения до 20 В;
- Соблюдая полярность, щупы прибора прикладываются к полюсам батарейки (красный – к положительному, черный – к отрицательному);
- Значение заряда (напряжения) мультиметр с небольшой погрешностью покажет на своем дисплее через 2-3 секунды.
На заметку. Перед тем, как измерить заряд батарейки мультиметром, необходимо убедиться в том, что ее полюса не загрязнены и не покрыты пленкой окислов. Все визуально заметные загрязнения удаляют смоченной в спирте ваткой или чистой ветошью. Также необходимо использовать прибор, исправность и точность измерений которого проверена временем.
Полученное при измерении значение сравнивают с тем, которое указано на питании. Так, например, если значение напряжения элемента форм-фактора типа АА меньше 1,0 В, то это означает, что он разряжен и не пригоден для дальнейшего использования.
Проверка электрических батареек мультиметром под нагрузкой
Проверка батареек мультиметром производится следующим образом:
- К проверяемому питанию параллельно подключают нагрузочный элемент;
- Соблюдая полярность, к полюсам прикладываются щупы мультиметра;
- Спустя примерно 35-40 секунд, с дисплея прибора снимается фактическое значение заряда питания под нагрузкой.
Работоспособность и возможность дальнейшего использования питания определяются в зависимости от полученного при таком измерении значения. Так, например, если напряжение пальчикового элемента типа АА меньше 1,1 В, он считается разряженным и может быть утилизирован; батарейки с напряжением от 1,2 до 1,3 В можно использовать в пультах дистанционного управления и настенных часах. Полностью заряженными и пригодными для использования по назначению считаются питания с напряжением под нагрузкой выше 1,35 В.
Проверка батареек способом измерения силы тока
Еще одним способом того, как проверить батарейку тестером, является измерение силы тока.
Производят подобное измерение следующим образом:
- Красный щуп прибора подключают к разъему для измерения постоянного тока (гнездо с маркировкой «COM»);
- Ручку регулятора прибора устанавливают на максимальное для данного мультиметра значение измеряемого постоянного тока – 5 или 10 А;
- Батарейку зажимают в руке и прикладывают черный щуп к отрицательному полюсу;
- Красным щупом касаются положительного полюса на несколько секунд, запоминая окончательное значение, которое покажет прибор.
Разряженные питания будут иметь результат подобного измерения меньше 1,7 А.
Как проверить батарейку без приборов
Самый простой щелочной или алкалиновый пальчиковый элемент питания можно проверять на степень зарядки без использования различных измерительных приборов следующим образом:
- Батарейку берут за верхнюю часть с положительной клеммой двумя пальцами и поднимают над поверхностью стола на 2,5-3,0 см;
- Разжимая пальцы, дают элементу удариться отрицательным полюсом о поверхность стола. Заряженные элементы при соприкосновении с твердой поверхностью издают глухой звук и не падают на бок, оставаясь в вертикальном положении.
Также можно узнать, насколько разряжена та или иная батарея, вставив ее в фонарь. По яркости свечения светодиодов можно судить о том, насколько заряжен вставленный в него элемент.
Как проверить батарейку с индикатором заряда
Некоторые модели батареек имеют специальный встроенный индикатор заряда – полоска с определенным количеством светящихся сегментов из термокраски.
Проверка заряда модели с таким приспособлением производится следующим образом:
- Двумя пальцами разных рук касаются круглой контактной площадки у положительного и полукруглой – у отрицательного;
- По заполнению индикаторной полоски светящимися сегментами судят о полноте заряда элемента.
Измерение объёма аккумулятора телефона
Иногда при покупке нового смартфона требуется узнать его параметры. Проверка емкости аккумулятора может оказаться нужной, например, в случае, если новый телефон начинает очень быстро разряжаться. Разработаны несколько десятков приложений как для операционной системы Android, так и для iOS, которые помогут определить параметры батареи смартфона. Большинство из них дают лишь приблизительные данные, так как проверить емкость батареи довольно сложно. Для многих приложений требуется большое время на работу с параметрами аккумулятора. Вот некоторые приложения, изучив которые можно сделать оптимальный выбор для тестирования.
Nova Battery Tester
Эта утилита сможет относительно быстро провести проверку аккумулятора, определив его слабые места. После скачивания и первого запуска, она подключается к серверу в интернете и определяет режим своей работы исходя из характеристик телефона, на который оказалась установлена. Если такой модели в базе не окажется, то владельцу придется внести все параметры смартфона самостоятельно и добавить их в базу. После этого будет возможна работа с батареей.
Приложение автоматически выполняет проверки. Нужно только правильно подготовить его к работе и следить за устройством во время тестирования.
- Для подготовки необходимо довести заряд батареи до 70 процентов;
- Запустить утилиту и выполнить команду «Загрузить характеристики»;
- В пункте «Настройки» меню выбрать «Варианты теста», подпункт «Быстрый»;
- Отключить интернет на телефоне и нажать на кнопку «Запустить быстрый тест»;
- Будет установлена максимальная яркость экрана и приложение начнет работу, при которой устройство будет разряжено до 12 процентов;
После теста на экране отобразится усредненная емкость аккумулятора. Также можно посмотреть параметр «Секунд на деление», который отображает, за сколько секунд заряд батареи уменьшился на 1 процент.
Battery Monitor Widget
Если предыдущее приложение вычисляло емкость аккумулятора быстро, но с большой погрешностью, то это работает долго, но с высокой точностью. Порядок работы с этой утилитой:
- Перейти в настройки и выбрать автоматическое определение тока;
- Указать емкость батареи, которая указана либо на ее корпусе, либо в документации к устройству;
- Далее, нужно указать, насколько часто будет происходить получение данных. Здесь лучше оставить пункт «По умолчанию»;
- Завершить настройку нажатием на кнопку «Показывать мА в истории».
Такая настройка позволит узнать все необходимые данные об аккумуляторе, но не создаст неудобств при использовании смартфона. Чем дольше будет работать программа, тем более точные данные можно будет получить.
Подобные программы есть также и для ноутбуков, планшетов и других мобильных устройств.
По аналогии с автомобильными аккумуляторами проверку емкости можно производить мультиметром и для портативных батарей. Нужно также приложить щупы мультиметра, соблюдая полярность, к выводам батарейки, переключить его в режим измерения постоянного тока и замерить время разряда батареи до полного ее разряжения. Конечно, нужно помнить, что таким образом можно проверять только полностью заряженный накопитель. Емкость будет равна произведению тока разряда на время эксперимента. Однако этот метод недостаточно точен, так как сложно поддерживать постоянный ток разряда все время эксперимента.
Существует несколько способов, как определить емкость аккумуляторной батареи, некоторые из них более точные, какие-то более затратны по времени, другие требуют специальных инструментов или навыков. Для каждой ситуации можно выбрать подходящий способ определения.
Как проверить АКБ
Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.
Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.
Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.
Измерения при работающем двигателе
Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.
Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.
При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.
Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:
- Плохой контакт.
- Поломка генератора.
- Неисправность регулятора напряжения.
Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.
После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.
Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?
Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.
Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».
Измерение остаточного напряжения
Для
проверки батарейки прибором нам понадобится обычный китайский мультиметр. С его
помощью нужно будет замерить напряжение на полюсах (+ и -).
Обратите
внимание – на панели мультиметра есть две шкалы:
постоянное напряжение – DCV
переменное напряжение — ACV
Нам
понадобится “постоянка”. Устанавливаете переключатель в положение 20V.
Два
щупа вставляете в следующие разъемы:
черный – в COM (общий)
красный – в VΩmA
Находите
на батарейке плюсовой и минусовой контакт и прикладываете черный щуп к минусу,
а красный к плюсу.
По большому счету полярность при таких замерах существенной роли не играет.
Если
перепутаете плюс и минус, то на экране просто высветятся показания с
отрицательными значениями (перед цифрой будет стоять значок “минус”).
Номинальное
напряжение батарейки обычно указывается на ее корпусе.
Значения,
которые покажет мультиметр должны соответствовать этим данным, либо быть чуть
больше.
Например,
алкалиновая (щелочная) батарейка типоразмера АА (пальчиковая), имеет
номинальное напряжение 1,5 вольт. На исправном и заряженном элементе мультиметр
должен показать 1,5 – 1,6V.
Если
батарея будет немного разряжена, то и значения будут чуть меньше чем 1,5В.
Здесь
действует следующее правило:
когда мультиметр показывает напряжение 1,35V и выше – элемент питания считается еще более-менее рабочим
Если
значение меньше – от 1,2 до 1,35V, не стоит его сразу выбрасывать в
мусорку. Батарейки вполне сгодятся для маломощных устройств:
калькулятор или электронные часы
компьютерная мышка
пульт дистанционного управления
Можете
тут же вставить их в пульт и проверить работоспособность, направив глазок в
камеру смартфона. На экране телефона должен быть виден инфракрасный сигнал.
Правда
современные смартфоны сплошь и рядом оснащены инфракрасным фильтром, плюс
многие TV уже управляются по Wi-Fi без всякого ИФ сигнала,
поэтому подобный фокус работает не всегда.
Ошибка!
Только не вставляйте два элемента питания (один хорошо заряженный, другой плохо) в одно устройство.
У
них будут разные токи отдачи и в дальнейшем произойдет окисление контактов.
При
напряжении менее 1,2V батарея считается прилично севшей. При 0,9V полностью разряженной.
Ее следует выкинуть или утилизировать (что в наших реалиях одно и то же).
Обратите
внимание, если у вас аккумуляторные устройства и они при подобной проверке дают
околонулевые значения, это однозначно говорит о том, что АКБ хлам и подлежит
утилизации. Ошибка!
Не думайте, что поставив на подзарядку вы реанимируете такую батарею и сделаете ее снова работоспособной.
Ошибка!
Не думайте, что поставив на подзарядку вы реанимируете такую батарею и сделаете ее снова работоспособной.
Подведем итоги
Для более-менее точного определения технического состояния аккумулятора требуется использование не только программных, но и аппаратных средств. В первой главе данной статьи был приведен пример работы с программой BatteryInfoView. Утилита была запущена на том же аккумуляторе, у которого измерялось выходное напряжение во второй главе статьи.
Несмотря на то, что программа BatteryInfoView показала небольшой уровень износа в 13%, на практике оказалось, что батарея способна питать ноутбук всего около 20 минут. Замерив выходное напряжение, мы выяснили что элементы питания аккумулятора имеют сильный износ. Встроенная в батарею плата управления также могла выйти из строя, из-за чего программа и отображает неверные результаты.
Одной из самых важных частей современного ноутбука, позволяющей ему функционировать без подключения к электросети, является аккумуляторная батарея. Но со временем качество ее работы может ухудшиться. Во избежание этого следует внимательно отслеживать состояние АКБ. В статье представлена информация о том, как проверить аккумулятор ноутбука и зачем это нужно делать.