Классификация по месту установки
Резервуары, предназначенные для установки на АЗС, могут быть наземными или подземными. Первый вариант конструкции принято устанавливать на поверхности земли или выше ее уровня. Подземные резервуары устанавливаются так, чтобы верхний уровень хранящегося топлива находился ниже планировочной отметки площадки АЗС на 20 см или более. Установка такого резервуара предусматривает предварительную зачистку поверхности специальными антикоррозионными средствами. Перед установкой также предусмотрено проведение гидравлических испытаний. В том случае, если есть вероятность затопления конструкции, подземная установка монтируется на монолитный железобетонный фундамент и фиксируется хомутами.
Стоит заметить, что площадки монтажа резервуаров, должны иметь удобные подъездные пути для подачи спецтехники, которая будет осуществлять перекачку нефтепродуктов.
Одностенные резервуары
На площадках для автозаправочных комплексов также могут быть установлены резервуары для воды и прочего целевого назначения. Подобные конструкции обычно монтируются ниже уровня земли. На современных АЗС применяются такие дополнительные резервуары:
- Аварийные. Диаметр сливной трубы подобных резервуаров составляет 10,8 см. Аварийные емкости используются для нейтрализации пролитого топлива. Стандартный объем этого резервуарного оборудования для АЗС — 10, 15 и 25 кубических метров.
- Для воды. Эти конструкции объемом 3 кубических метра оборудуются насосом, который гарантирует автономное водоснабжение АЗС. Емкости для воды должны быть покрыты антикоррозийными (внутри) и гидроизоляционными (снаружи) составами. Для гидроизоляции таких емкостей принято использовать наплавляемый битумный полимер.
- Пожарные. Наличие этого типа резервуарного оборудования на АЗС обусловлено правилами и нормативами пожарной безопасности. Основное назначение данных емкостей — пожаротушение технологического оборудования. Объем пожарных резервуаров может достигать 100 кубических метров. Для изготовления этих конструкций используется листовая сталь толщиной 0,4 см.
Особенности производства резервуаров для АЗС
Для изготовления дополнительных емкостей используется низколегированная или листовая нелегированная сталь. Марки стали с низким содержанием углерода чаще всего применяются в сварных конструкциях.
Для районов с конкретными климатическими условиями индивидуально подбирается материал, из которого планируется производить резервные сосуды:
- При минимальных температурах -300С — сталь марки Ст3;
- Для областей с температурным диапазоном от -300С до -400С — низколегированная сталь марки 09Г2С-12;
- Для районов с температурой ниже 400С — сталь марки 09Г2С-15.
Для исключения коррозии, которая может возникнуть в условиях атмосферной влаги или контакте с влажными грунтами, используют специальные изоляционные материалы. Для этого наружное покрытие емкостей обрабатывают специальными составами, эмалями, повышающими устойчивость металла к влажным средам. Внутреннее покрытие, которое исключает контакт нефтепродуктов с поверхностью металлического сосуда, в виду своей дороговизны не пользуется спросом.
Принципы пожаротушения резервуаров
Тушение пожаров в резервуарных парках хранения ЛВЖ и ГЖ. Есть несколько условий, обязательных к исполнению на предприятиях такого типа. В первую очередь, наличие системы пожарной безопасности. При возникновении аварийной ситуации – будь то возгорание или утечка продуктов, именно заранее установленная система сигнализирует об угрозе.
По регламенту команда спасателей должна прибыть к парку в течение часа с момента получения сигнала. Такой длительный промежуток времени объясняется удален-ностью предприятий от населенных пунктов.
Тактика процесса зависит от параметров:
- емкость, ее вид и особенности;
- воспламенившийся продукт;
- особенности системы пожаротушения;
- локация.
В процессе тушения принимают во внимание:
- температуру снаружи емкости;
- расстояние до окружающих резервуаров;
- направление и скорость ветра.
И наземные, и подземные резервуары проходят процедуру понижения внешней температуры.
Решения по заземлению и молниезащите
При устройстве системы защиты от поражения разрядом молнии на автозаправочной станции соблюдаются следующие правила:
- Металлические и неметаллические детали оборудования и трубопроводы представляют собой непрерывную электрическую цепь, которая присоединяется на близком к АЗС расстоянии к контуру заземления минимум в двух местах.
- Сопротивление заземляющего устройства не превышает 100 Ом для статического электричества, и 10 Ом — для устройства молниезащиты.
Для действующих заправочных станций обязательна ежегодная процедура проверки. Проводится в сухую погоду перед началом сезона гроз. Проверка включает в себя:
- визуальный осмотр внешних элементов системы против поражения молнией;
- тестирование срабатывания защиты в цепи с глухой нейтралью;
- проверка контуров заземления;
- проверка сопротивления изоляции электропроводки и оборудования.
Внешняя молниезащита для АЗС
Допустимый уровень защиты от прямого удара во время грозы для каждого автомобильного заправочного предприятия решается в индивидуальном порядке и согласовывается с регулирующими государственными органами. Максимальный уровень ПУМ составляет 0,99. Владелец АЗС при желании может превысить этот показатель по собственному желанию.
Молниеприемник монтируется на соседнем к защищаемому здании или на земле. Зона защиты зависит от количества токоотводов и шпилей, которые принимают на себя удар. Часто используются молниеприемники в виде мачт или сетки, расположенной на крыше заправки.
Количество молниеотводов должно соответствовать следующим требованиям:
- по одному на каждый молниеприемник в виде шпиля;
- два и более, если используется специальная сетка.
Если материал облицовки здания относится к пожароопасным классам, то установка системы молниезащиты проводится на 10 см и более от стены здания. Токоотводы для соединения молниеприемника с заземлителем имеют болтовые стыки. Все элементы внешней молниезащиты окрашиваются в черный цвет.
Внутренняя молниезащита для АЗС
Помимо внешних элементов применяются конструкции, призванные защитить емкости с нефтью от искрения и возможного возгорания. Они закладываются в проект еще на начальном этапе и включают в себя заземление всех элементов, способных привести к пожару. Для молниезащиты резервуаров нефтепродуктов применяют следующие способы:
- Экранирование. Проводится на пересечении двух зон. Используются металлические элементы здания, арматура в фундаменте, соединения на стенах АЗС. Очень часто для этих целей используют оптоволоконный кабель, которым соединяют все электрооборудование (кассы, видеокамеру и другую технику).
- Установка УЗИП. Это оборудование не допускает прохождения повышенного напряжения на электроприборы. Зонирование и подсчет места расположения УЗИП поводится согласно нормативам, изложенным в СО 153-34.21.122-2003 п. 4.2.
Для крупных резервуаров с нефтепродуктами возможно применение сетчатых конструкций защиты и тросовых молниеотводов.
Конструктивные особенности резервуаров для хранения нефтепродуктов различного происхождения
Главными конструктивными деталями резервуарного оборудования являются: основание, корпус, перекрытия, лестницы, люки, защитные ограды, дыхательная аппаратура, вентиляционные патрубки с огнезащитными механизмами, система ликвидации осадка на дне конструкции, узлы поступления и выдачи нефтесырья.
Для изготовления конструкций незначительного объема не возникает трудностей. При конструировании крупногабаритных агрегатов в заводских условиях их производят отдельными сегментами со сборкой на месте монтажа.
В зависимости от количества стенок различают:
- Одностенные конструкции для хранения светлых нефтепродуктов, установка которых осуществляется под землей при сооружении бетонного саркофага.
- Двустенные резервуары, конструктивное исполнение которых позволяет оперативно получить сигнал о разгерметизации. Это дает возможность своевременно предпринять экстренные меры и устранить протечку. Контроль межстенного пространства, полость которого заполнена азотом или термосолом и контролируется манометром. При возникновении утечки наблюдается падение давления в системе. Это изменение фиксируется манометром, который подает сигнал на пульт управления.
Благодаря экономному расходу металла, прочности, надежности и простоте монтажа цилиндрические конструкции пользуются повышенным спросом. При их изготовлении применяют рулонный или полистовой способ производства. Независимо от объема, цилиндрическая тара удобна в обслуживании и эксплуатации. Для усиления конструкции ее оборудуют ребрами жесткости и предусматривают коническое или катаное дно.
Как устроены такие емкости?
Все подобные хранилища обязательно должны иметь днище, корпус и крышу. Кроме того, емкости дополнительно оснащаются маршевыми лестницами, люками разного предназначения, ограждениями, стойками, деталями жесткости и прочими элементами. Большая часть небольших емкостей, объем которых не превышает 50 кубометров, производится в заводских условиях. Уже в процессе монтажа их доукомплектовывают необходимым эксплуатационным оборудованием.
Остальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, размеры которых не позволяют транспортировать их в собранном виде, доставляются к месту установки в виде отдельных готовых элементов (сборные) или в рулонах с недостающими деталями монтажа. К этой категории относятся вертикальные металлические емкости, объем которых составляет до 100 тысяч кубометров.
Невозможно обойти вниманием и крышу таких хранилищ. Сооружение резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов подразумевает установку плавающей, дышащей или стационарной крыши
В процессе выбора этого важнейшего элемента необходимо учитывать не только объем емкости, но и особенности хранящегося в ней продукта, а также климатические условия местности, в которой она будет установлена.
Действия персонала при возникновении пожара
Рассмотрим некоторые пункты инструкции о действиях персонала при возникновении пожара:
- прекратить отпуск топлива;
- перекрыть подачу;
- сообщить в пожарную охрану о происходящем;
- оповестить руководителя;
- эвакуировать клиентов на безопасное расстояние;
- по возможности приступить к тушению доступными средствами пожаротушения;
- встретить прибывающие пожарные подразделения.
Согласно Федеральному закону РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» заправочные станции в обязательном порядке должны иметь на территории противопожарный щит и ящик с песком в несгораемом корпусе.
Порошковый огнетушитель на АЗС
Щит располагается на прилегающей территории к заправке или на корпусе здания в его состав входят:
- лопата штыковая и совковая (предназначена для забора песка из специальной емкости);
- металлическое ведро в форме острого конуса (предназначено для забора воды из емкости, конус в зимний период позволяет разбивать небольшой слой льда);
- лом металлический тяжелый (для вскрытия дверей или разбора конструкций);
- багор металлический (предназначен для вскрытия легких конструкций или кровли).
Пожарный щит на АЗС
Предлагаем Вам ознакомиться с полезным видео
Так же заправочных станциях существуют определенные правила, которые как правило водители упускают из вида:
- заправку автомобиля необходимо осуществлять со стороны бензобака
- при заправке необходимо заглушить двигатель автомобиля
- категорически запрещено курить и пользоваться открытым огнем
- запрещено сливать бензин в стеклянную тару
Пожарная безопасность на АЗС водителям
Соблюдая эти правила Вы значительно снизите шансы возникновения загорания.
Те же самые правила распространяются и на топливозаправщиков иными словами операторов заправки.
В свою очередь руководители заправки должны контролировать выполнение данных требований и обеспечивать необходимые условия для работы.
Для соблюдения пожарной безопасности заправка должна отвечать требованиям пожарной безопасности, комплекс должен быть оборудован средствами пожаротушения, пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре.
Способы тушения
Типы систем пенного тушения.
Те, кто видел такие пожары, часто задаются вопросом: а можно ли потушить горящий резервуар? Ответ однозначен: конечно, можно!
В сети множество материалов, фото и видео ликвидации таких пожаров.
Согласно рекомендациям по тушению нефти и нефтепродуктов в резервуарных парках, выделяют два основных способа уничтожения таких возгораний.
Подслойный
Послойное пожаротушение резервуаров. В процессе ликвидации огня чаще всего используется стационарная система пожаротушения, в некоторых случаях – эластичный рукав. Пенообразователь заливают в слои нефтяных продуктов, откуда и происходит название метода. У данного способа есть свое преимущество – пеногенераторам ничего не грозит.
Сам процесс пожаротушения выглядит следующим образом:
- Внизу, на дне емкости, проходят пенопроводы – трубы, по которым к потенциальному возгоранию проводится пена. Средство для тушения пожара попадает в резервуар через насадки внутри.
- Пена «всплывает» на горящее зеркало нефтепродукта, формируя заградительный слой. Температура падает спустя две минуты после закачки пены в емкость, равно как и интенсивность огня.
- Возгорание останавливается. Нанесенный слой пены предохраняет от вторичного воспламенения ближайшие несколько часов.
Детальная информация видна на видео:
Поверхностный
Название способа говорит само за себя – пену заливают с помощью эластичного рукава сверху на горящее зеркало продукта, под крышку резервуара. Принцип действия общий: пена подается на воспламенившуюся поверхность продукта, обеспечивая охлаждение очага, а также его изоляцию.
Правила пожарной безопасности
Изложены в разделе XVII «ППР в РФ» о требованиях к автозаправочным станциям:
- Перед проведением ремонтных работ на технологическом оборудовании – резервуарах, емкостях, трубопроводах, колонках для раздачи ГСМ должна быть проведена очистка от следов нефтепродуктов, их паров, для исключения возникновения возгорания при проведении огневых работ, включая газовую, электрическую сварку металлических конструкций.
- При проведении ремонтно-восстановительных работ на АЗС ее руководитель, ответственный за ПБ должны обеспечить необходимые противопожарные меры.
- Запрещается устанавливать технологическое оборудование, предназначенное для работы со взрывопожароопасными углеводородными материалами, не соответствующее используемой на АЗС технологической системе, технико-эксплуатационным, конструкторским документам.
- При заполнении наземных, подземных резервуаров жидкими нефтепродуктами запрещено использовать больше 95% их внутреннего объема хранения, при этом работы по наполнению должны производиться исключительно закрытым способом.
- Запрещено перекрывать деаэрационные трубопроводы резервуаров хранения моторного топлива при операциях слива-налива.
- Выходы паров нефтепродуктов в атмосферу должны осуществляться только через деаэрационные трубопроводы резервуаров хранения ГСМ или дыхательные клапаны цистерн автотранспорта, перевозящих топливо.
- Работы по техническому сервису, ремонту внутри резервуаров допускается производить только в тех случаях, когда концентрация паров нефтепродуктов составляет не больше 20% нижней концентрации предела распространения огня; проводя непрерывный контроль газовоздушной среды.
В период заправки автотранспорта необходимо соблюдать такие требования:
- Мотоциклы, мопеды подаются к колонкам, раздающим топливо, с заглушенными двигателями, останавливаемыми и запускаемыми не ближе 15 м от колонок; автомашины – собственным ходом.
- Следует соблюдать расстояние не меньше 1 м между стоящими в очереди к топливораздаточной колонке автомобилями, чтобы обеспечить им возможность маневра, выезда с территории АЗС в случае возникновения пожара, аварийной ситуации.
- Проливы нефтепродуктов следует засыпать песком, удалять специальными адсорбирующими веществами, удаляя их, а также обтирочные материалы, загрязненные ГСМ, в плотно закрывающиеся ящики из металла, вывозя их с территории по окончании рабочих смен.
Запрещается:
- Заправлять любой автотранспорт с не заглушенным двигателем.
- Движение автотранспорта над подземными резервуарами, кроме случаев, предусмотренных технико-эксплуатационным регламентом.
- Сливо-наливные работы на резервуарах хранения, заправка автотранспорта как в период грозы, так и при ее приближении.
- Допускать к работе дежурный персонал, сотрудников подрядных организаций в спецодежде, загрязненной ГСМ; обуви, способной вызвать искры.
- Заправку грузовых автомашин, любой специальной техники с пассажирами в кабинах.
- Заправлять автотранспорт, перевозящий различные виды опасных грузов – от сжатых, сжиженных горючих газов, ЛВЖ до взрывчатых, ядовитых веществ, радиоактивных материалов, который необходимо заправлять на специальных АЗС.
- Въезд на территорию тракторов, не имеющих на выхлопных трубах искрогасителей, во время проведения сливо-наливных работ, выдачи бензина.
Довольно много противопожарных мероприятий регламентирует РД 153-39.2-080-01 – о правилах технической эксплуатации автозаправочных станций, в частности:
- АЗС должны быть обеспечены молниезащитой зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций.
- Запас ЛВЖ в мелкой таре не должен превышать 5 суточный объем торговли, при этом в операторной, торговом зале АЗС не должно находиться больше 20 единиц тары технических жидкостей для автомобилей.
- На всех АЗС должны разрабатываться, утверждаться «Планы ликвидации аварий, пожаров».
Дополнительное оборудование, которое ставится на емкости под нефтепродукты
Для нормальной эксплуатации нефтяных и нефтепродуктовых резервуаров, как правило, необходима установка на них дополнительного технологического оборудования.
Так называемое “дыхание” емкости бывает большим и малым. В первом случае оно вызывается суточными температурными колебаниями, которые вызывают интенсификацию процессов испарения и конденсации нефтепродуктовых паров. Эти процессы, в свою очередь, приводят к изменениям показателей давления в резервуаре.
Также большое “дыхание” характерно при проведении операций по сливу/наливу. Для того, чтобы не допустить повышения давления в емкости в результате «дыхания» резервуара, на них устанавливаются специальные клапаны, которые открываются при достижении критического значения и нормализуют давление внутри емкости.
К дополнительному резервуарному оборудованию также относят:
- приборы для автоматического измерения уровня наполнения емкости;
- температурные датчики;
- устройства автоматического ограничения налива;
- устройства для отбора проб;
- молниезащита;
- электростатическая защита;
- устройства, задача которых – воспрепятствовать процессам отложения хранимых продуктов и так далее.
Читать также:
Для чего нужен абсорбент для сбора нефтепродуктов?
Топливный полиэтиленовый резервуар объемом 500 – 10000 литров
Резервуары из стали
Большой популярностью пользуются хранилища, корпус которых изготовлен из стали. Они отличаются не только размером или формой, но и технологическим назначением. Например, емкости низкого давления используются для хранения слабо испаряющихся нефтепродуктов.
Наиболее сложную конструкцию имеют вертикальные изделия, среди которых можно выделить несколько основных конструкций.
Низкого давления со щитовым покрытием
Их покрытие состоит из готовых щитов сферической или конической формы, изготовленных из стали толщиной в 2,5 мм. Чтобы снизить расходы на подогрев нефтепродуктов, такие хранилища оснащаются дополнительным слоем теплоизоляции. Также на них устанавливается специальное оборудование:
- Дыхательный клапан — позволяет регулировать давление паров нефтепродуктов при перепадах температур или во время закачки-выкачки содержимого.
- Предохранительный клапан — дополнительно оснащается гидравлическим затвором и позволяет регулировать давление паров внутри хранилища при неисправном дыхательном клапане.
- Устройство для измерения уровня — чаще всего используются приборы типа УДУ.
- Пробоотборник — позволяет осуществлять отбор проб по всей высоте резервуара в полуавтоматическом режиме.
- Люк-лаз — необходим для осмотра, очистки и проведения ремонтных работ.
- Кран сифонный — позволяет выпускать подтоварную воду из хранилища.
- Пеногенератор — представляет собой систему пожаротушения.
С плавающим понтоном
Позволяют снизить потери легкоиспаряющихся нефтепродуктов. Благодаря специальному понтону, плавающему на поверхности, процесс испарения может быть значительно снижен. Понтон имеет форм диска, на котором установлены поплавки. Чтобы избежать заклинивания понтона, что может стать следствием неровности стен, между ними предусматривается зазор, который перекрывается герметизирующими затворами.
Затвор является одним из основных элементов конструкции, и без него понтон не сможет работать эффективно. Чаще всего понтоны изготавливаются из металла или синтетических пенопластиковых материалов. Так как эта конструкция используется в хранилищах со стандартным покрытием, предотвращающим попадание внутрь атмосферных осадков, в последнее время высокой популярностью пользуются облегченные конструкции из синтетических материалов.
Каплевидной формы
Активно применяются для хранения нефтепродуктов, пары которых имеют высокий показатель упругости. В такой ситуации использование хранилищ атмосферного типа становится нецелесообразным. Оболочка резервуара по форме напоминает каплю, что позволяет равномерно распределить давление жидкости по всей конструкции. Кроме того, при их изготовлении достигается существенная экономия металла.
Каплевидные хранилища можно разделить на два типа:
- Гладкие.
- Многоторовые.
Резервуары первого типа имеют гладкий корпус без изломов кривых меридионального сечения и чаще всего они обладают емкостью до 6000 м3. Хранилища, корпуса которых образованы благодаря пересечению нескольких оболочек с двойной кривизной, принято назвать многокупольными. Они отличаются в первую очередь низким внутренним давлением, составляющим порядка 0,37 МПа.
Защита складов ГСМ
Все строения, находящиеся в границах склада ГСМ, делятся на категории, определяемые не только их назначением, но интенсивностью грозовых явлений данной местности и вероятностью поражения молнией.
В соответствии с действующими техническими нормативами определены три категории защищённости строений от угрозы воздействия природного электричества.
К первой категории молниезащиты принадлежат склады, в которых хранятся «светлые» нефтепродукты, помещённые в специальную тару. К категории под номером 2 относятся станции заправки автомобилей (АЗС), специальные сливно-наливные эстакады, отдельные резервуары, пирсы и причалы вместе с размещёнными на них трубопроводами.
Независимо от присвоенной категории, поддержанию всех имеющихся на объекте систем молниезащиты в технически исправном состоянии должно уделяться особое внимание. В соответствии с требованиями стандартов на АЗС, складах и других подобных сооружениях раз в год (в летний сезон) согласно утверждённому графику предусматриваются проверки
При их проведении обязательно контролируется состояние контактов задействованных токоотводов и измеряется сопротивление системы заземляющих электродов стеканию тока в землю.
Грамотное обустройство системы молниезащиты АЗС, а также поддержание всех её элементов в исправном техническом состоянии позволяет надёжно защитить любой объект от опасности возникновения аварийной ситуации.
Нормативная база
К основным документам, определяющим порядок защиты пожаро- и взрывоопасных объектов (АЗС, нефтебаз и подобных им сооружений) от прямого попадания молнии, следует отнести:
- ПУЭ (разделы, посвящённые проектированию молниезащиты и заземляющих систем);
- РД 34.21.122-87 (Инструкция по обустройству молниезащиты);
- технические нормативы ПБ 111-98 (2000).
Во всех этих документах требования к защищённости пожароопасных объектов оговариваются самым подробным образом (с указанием технических характеристик используемого оборудования).
Так, в соответствии с документом под обозначением РД 34.21.122-87 для молниезащиты открытых складов горюче-смазочных материалов должны использоваться специальные конструкции, называемые молниеотводами.
Согласно положениям ПУЭ, рассматриваемые объекты по взрывоопасности относятся к классу «В-1г», а по степени защиты от молнии – к категории ІІ.
К указанному перечню документов можно добавить ещё несколько ведомственных инструкций, касающихся частных случаев обустройства защитных систем (молниезащиты и заземления).