Оборудование и правила тушения электроустановок

Заземления переносные для воздушных линий ЗПЛ-10/З (с указателями УВНБУ-6÷35, УВНБУ-1)

Особняком в ряду ПЗ разных конструкций для ВЛ стоят заземления переносные типа ЗПЛ-10/З. Их особый статус обусловлен тем, что они предназначаются для выполнения заземления проводов ВЛ с напряжением 6—10 кВ непосредственно с поверхности грунта, то есть подъем на опору и конструкции не требуется. Далее надо сказать еще про одну особенность таких ПЗ — они поставляются комплекте с указателями высокого напряжения типа УВНБУ-6-35 или УВНБУ-6-35-0,4. Непосредственно перед установкой заземления высоковольтного провода ведется проверка отсутствия напряжения этими указателями, чем обеспечивается дополнительная безопасность при данной работе. Общая длина составной изолирующей и телескопической рабочей штанги составляет более 8 м при сечении заземляющего проводника в 25 мм2, согласно нормы.

Указатели напряжения позволяют проверять его наличие как через непосредственный контакт, так и на расстоянии от провода через индикацию наличия электрического поля определенной величины вокруг него. При этом инициируются световые и звуковые сигналы определенной частоты, силы звука и тональности. Для проведения проверки напряжения в комплект поставки входят специальные универсальные штанги. Питание УВНБУ производится от автономного аккумуляторного источника, есть режим проверки работоспособности бесконтактного указателя напряжения.

Технические характеристики заземления переносного для ВЛ ЗПЛ 10/3

Тип заземления: ЗПЛ-10/З с УВНБУ-6÷35 ЗПЛ-10/З с УВНБУ-6÷35 и 0,4
Номинальное рабочее напряжение, кВ от 6 до 10 6÷10 и 0,4
Общая длина заземляющей штанги, мм, не менее 3200
Количество заземляющих штанг, шт 2
Тип заземляющей штанги телескопическая
Тип заземляющего зажима гравитационный
Длина фазных проводов, мм, не менее 4000
Длина заземляющего спуска, мм, не менее 4000
Длина заземляющего штыря, мм, не менее 620
Сечение провода, мм2, не менее 25
Ток термической стойкости, кА/3 с, не менее 4
Общая длина изолирующей штанги, мм, не менее 4900
Количество звеньев изолирующей штанги, шт 23
Длина изолирующей части, мм, не менее 2000
Длина рукоятки, мм, не менее 2600
Условия эксплуатации: температура, оС влажность при температуре 25 оС, % от -30 до +40 до 80
Масса, кг, не более:
— заземляющая штанга с зажимом 13,6
— изолирующая штанга 2,9
— заземление в сборе 16,5
Срок службы, лет, не менее 2

Заземление переносное для воздушных линий ЗПЛ-10/З(с указателем УВНБУ-1)

Указатель УВНБУ-1 заземления переносного для воздушных линий ЗПЛ-10/З

Электробезопасность

Главная Статьи Заземления для пожарных машин и пожарных стволов

ПРИКАЗ от 25 мая 1996 г. N 285 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

При ликвидации горения подвижного состава на электрифицированном участке оперативные должностные лица обязаны принять меры, запрещающие приближение личного состава подразделений ГПС к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий — на расстояние менее 10 м до места их заземления.

При этом подача воды и пены допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий и их заземления установленным порядком.

Согласно данного приказа к электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России, относятся:

  • перчатки резиновые диэлектрические;
  • галоши (боты) резиновые диэлектрические;
  • коврики резиновые диэлектрические, размерами не менее 50 x 50 см с рифленой поверхностью;
  • ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ, Приложение 1, док. 38 — 40);
  • переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 кв. мм, для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты — защитное заземление.

Для работы, как правило, используются два вида заземлений:

— Переносные заземления для пожарных стволов (ЗПС) предназначены для защиты работающих на пожарных машинах при попадании струи из ствола на токоведущие части электроустановок, находящихся под напряжением или при появлении на машинах наведенного напряжения.

— Переносные заземления для пожарных машин (ЗППМ) используют для того, что бы защитить работающих на пожарных машинах при появлении на машинах наведенного напряжения.

Заземление представляет собой заземляющий проводник, выполненный из гибкого медного провода в прозрачной оболочке, опрессованный на концах медными наконечниками. Наконечники с помощью болтовых соединений крепятся к заземляющей струбцине с одной стороны и к пожарному стволу (непосредственно или через специальное кольцо) с другой стороны.

Заземления поставляются с длиной заземляющего провода, указанной заказчиком, но не менее 10 метров

Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

  • перчатки резиновые диэлектрические — один раз в 6 месяцев;
  • галоши (боты) резиновые диэлектрические — один раз в год;
  • ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками — один раз в год;
  • коврики резиновые диэлектрические — один раз в год.

Перед каждым использованием защитных средств они должны быть визуально осмотрены, а так же быть повереными. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

  • для ножниц — повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;
  • для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков — проколы, разрывы, наличие отверстий;
  • для переносного заземления — разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.

Заземления переносные должны эксплуатироваться в соответствии с “Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок”, стандартом организации ПАО «РОССЕТИ» СТО 34.01-30.1-001-2016 “Порядок применения электрозащитных средств в электросетевом комплексе ПАО «РОССЕТИ». Требования к эксплуатации и испытаниям“, ведомственными инструкциями.

Установка переносного заземление

Перед тем как начать работу, необходимо убедиться, что в данной электрической сети тока не существует. По установочным данным этим производством должны заниматься специалисты в количестве не менее двух человек. Перед началом работ необходимо проверить наличие напряжения. Все работы производятся строго в диэлектрических перчатках, посредством специальной штанги. Данное производство включает в себя следующие этапы:

  • осуществить подключение заземляющего проводника к проводке, которую заземляют;
  • специальным прибором проверить наличие напряжения в токоведущей части;
  • клеммы набрасывать поочередно при помощи штанги на токоведущие элементы, которые необходимо отключить при производстве данной работы;
  • закрепить зажимы также посредством штанги;
  • если по каким-либо причинам невозможно произвести данную работу с помощью штанги, то это делается руками в диэлектрических перчатках и только на участках с напряженностью не более 1000 вольт.
  • создание заземления происходят в положении стоя на земле или на лестнице, сделанной из дерева или другого материала, который купирует напряжение;
  • очень опасно и запрещается! подниматься на конструкции до проверки наличия напряжения;
  • для того, чтобы снять переносное заземление, необходимо проделать те же действия только в обратном направлении: отсоединить клеммы с токоведущих элементов, затем отсоединить их от заземляющих устройств.

Комплект переносного заземления

Заземление пожарных машин и стволов: требования и характеристики

При ликвидации пожара на любом объекте строительства могут возникнуть сложности, затрудняющие действия пожарных подразделений. Частый случай поражения током при пожаротушении — когда струя воды, пены или аналогичного огнетушащего средства, попадая на часть электроустановки, которая находится под напряжением, становится проводником. Усугубляется положение при возникновении наведенного напряжения на пожарной машине.

Для защиты сотрудников противопожарной службы от последствий подобных ситуаций делается заземление для пожарных стволов и машин.

Назначение переносного заземления

Такой класс защитных устройств направлен на предотвращение поражения током сотрудников противопожарной службы во время ликвидации пожара вследствие:

  1. Возникновения наведенного напряжения на автомобиле. Под воздействием внешних источников электромагнитных колебаний на проводящих частях конструкции машины иногда возникает наведенное напряжение. Распространение такого тока по деталям пожарной техники может привести к серьезным травмам сотрудников противопожарной службы. Риск поражения током значительно возрастает, если рядом с противопожарной техникой находится мощная электрическая установка.
  2. Попадания огнетушащего средства из ствола на токопроводящее место электроустановки. Противопожарная техника оборудована специальным насосом с электрическим мотором. Для обеспечения безопасности во время эксплуатации такого элемента необходимо устройство его заземления.

Основная функция системы — защитное заземление. Для ее реализации применяют два типа заземлений:

  • ЗПС (переносное заземляющее устройство пожарных стволов);
  • ЗППМ (переносное заземление для пожарных машин).

Если подача воды происходит из водопроводной системы, то целесообразнее заземлить только стволы. В таком случае можно обойтись без устройства подобной защиты для пожарных насосов.

Важно! Заземление пожарных машин посредством переносных заземляющих конструкций позволяет защитить сотрудников пожарной части как от наведенного, так и от статического напряжения. Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны

Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны.

Переносное заземление: технические характеристики

Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:

  1. Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
  2. Опрессовка концов провода.
  3. Крепление струбцин из металла (на концы провода).
  4. Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
  5. Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.

Обратите внимание! Присоединяя заземляющую конструкцию к стволам, практичнее прикреплять на один конец провода вместо струбцины кольцо. При отсутствии такого приспособления осуществить соединение со стволом можно без такого дополнения

Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.

ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)

Важно! Для заземления пожарных стволов и насосов, которые применяются в ручном режиме, необходимо всегда использовать отдельные устройства. При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов)

При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).

Конструктивные особенности и технические характеристики

По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.

Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.

Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.

Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.

Общие нормы и требования

Выберем главные нормативные документы, касающиеся насосных агрегатов и передвижной техники ПТ.

Пройдемся по пунктам эти документов.

  • п. 5.10.19 СП 5.13130.2009: для подсоединения автоматического средства огнетушения к служебной технике необходимо предусмотреть номинальный диаметр водопровода не меньше DN 80. Патрубки выводятся наружу по высоте 1,35±0,15 м и оборудуются соединительными головками ГМ 80. Самый большой показатель расхода ОТВ должен быть у диктующей секции АУПТ.
  • п. 5.2.23 СП 5.13130.2009: для АУПТ спринклерного типа на распределительном и питающем трубопроводе с DN 65 или большим диаметром возможен монтаж ПК, в соответствии с ГОСТ Р 51844, ГОСТ Р 53331, ГОСТ Р 51115, ГОСТ Р 53279, ГОСТ Р 51049, ГОСТ Р 53278, а также первичных устройств пожаротушения, в соответствии с СТУ.

  • п. 5.10.20 СП 10.13130.2009: Вне сооружения насосной АПТ должно находиться минимум два ввода с соединительными головками, для подсоединения не меньше двух машин.
  • п. 4.1.15 СП 10.13130.2009: При подсоединении насосной АПТ к пожарной технике ВПВ у каждой зоны сооружения высотностью от 17-ти этажей предусматривают два выводимых наружу патрубка с ГМ-80. Также необходимо устанавливать в насосной задвижку для наполнения емкости огнетушащим составом и обратный клапан.
  • ГОСТ Р 12.4.026-2001: в зоне расположения сухотрубного стояка размещается знак пожарной безопасности с пояснительной подписью, согласно требованиям п. 6.3.3.4 ГОСТа.
  • п. 5.1.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001: средства противопожарной защиты, т.е. участки патрубков с головками ГМ 80, окрашиваем в красный цвет.

  • п. 6.1.3 ГОСТ Р 12.4.026-2001: плоский знак пожарной безопасности с наружным расположением, т.е. место подключения пожарного техники, должен быть световым и питаться от сети наружного электроснабжения.
  • Письмо ВНИИПО № 1987эп-12-1-4 от 12 апреля 2020 г.: подача огнетушащего вещества через патрубки с головками 80 мм снаружи насосной АПТ должна производиться от пожарной машины в напорные водопроводы насосного оборудования АУПТ.

Проектирование допускает использование готовых насосных конструкций или отдельных насосов.

Вместе с АУПТ обычно применяется центробежное насосное оборудование.


Узел подключения пожарной техники к насосной станции может располагаться у стены, либо в нише стены.

А если у нас в здании имеется наружная декоративная или стеклянная стена?

В этом случае патрубки из насосной также необходимо выводить на улицу.

Предусматривается ниша с пожарным шкафом, который опирается на пол.

Рукава к УПТ присоединяем точно так же, с помощью соединительных головок.

Размещение заземляющих конструкций

Исходя из регламентирующих материалов ПУЭ (шестое и седьмое издание); ГОСТ Р 51853-2001 (Заземления переносные для электроустановок), а также аналогичной профильной документации, можно выделить несколько правил размещения таких заземляющих устройств. Основные требования:

  1. На местах монтажа заземления для подстанций, а также мест расположения заземления пожарных машин, необходимо наличие соответствующих знаков.
  2. Все места, на которых размещены пожарные автомобили и располагаются ствольщики (пожарные, которые держат стволы), должны быть оборудованы заземлителями. Чаще всего заземлители располагаются: возле входных дверей электрических распредустановок; вблизи кабельных сооружений; возле гидрантов или у входа в само здание.

В комплектации пожарных машин переносное заземление не предусмотрено как обязательный структурный элемент безопасности. Упоминание о заземляющем устройстве переносного типа оговорено в перечне профильных требований по эксплуатации пожарной машины. Этими правилами утверждено, что обустройство места для крепления такого типа заземляющего устройства — обязательно. Место электрически должно быть связано со всеми основными металлическими составляющими машины (надстройка, шасси и т.п.).

Для электроустановок и распределительных устройств

Для электроустановок, напряжение которых превышает 1000 В, переносная защитная аппаратура устанавливается на все токоведущие провода. Заземленные участки должны отделяться от токоведущих проводов посредством установки видимого разрыва (выключатели, разъединители или отключенные предохранители). Согласно порядку о технике безопасности, если есть риск возникновения наведенного напряжения, дополнительно переносное заземление устанавливается на рабочее место каждой бригады.

В закрытых распределительных устройствах для установки защитного заземления предусмотрены специальные участки. Эти места выделены черным цветом, их необходимо зачистить от краски, в остальном порядок подключения устройства аналогичен.

Для электрических установок, работающих от 1000 В и выше требуется больше персонала. Для подключения заземляющих ножей допускается один оперативно-ремонтный работник 4 группы. Установка и снятие производится двумя специалистами 4 и 3 группы. Для допуска к рабочему месту специалист 3 группы должен пройти инструктаж, изучить схему электрической установки и порядок действий. Для отключения заземляющих ножей допускается специалист 3 разряда. По характеру ремонтных работ иногда требуется временное отсоединение переносного устройства, это осуществляется оперативно-ремонтным работником 3 группы.

Заземление пожарных машин

Для предупреждения поражения током во время тушения огня проводится заземление пожарных машин и стволов. ОТВ, попав на электроустановку, становятся дополнительным проводником электричества. Кроме того, часто возникает наведенное напряжение на самой машине. Для защиты спасателей от таких случаев используют устройства переносного заземления.

Назначение оборудования

Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:

  1. При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
  2. При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.

При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:

  • переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
  • заземляющее устройство для стволов (ЗПС).

При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.

Конструктивные особенности и технические характеристики

По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.

Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.

Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.

Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.

Основные требования к заземлению пожарных машин

Защиту от поражения электрическим током дает не только правильная эксплуатация заземляющих устройств, но и их соответствие утвержденным требованиям.

  1. Переносные устройства должны обладать термической и динамической устойчивостью к току короткого замыкания. Это возможно при соблюдении определенных параметров: для 1000 В сечение медного провода должно быть 16 мм 2 , более 1000 В – 25, 35, 50, 70, 95 или 120 мм 2 .
  2. Прочный контакт, являющийся гарантией исправности струбцин или зажимов при коротком замыкании.
  3. Монтаж струбцин должен быть без свободного хода, чтобы во время динамических нагрузок их не сорвало с провода.
  4. Все соединения переносных заземлений должны быть с продолжительной термической устойчивостью, чтобы избежать перегрева во время работы и обеспечить автоматическое отключение оборудования.

Стандартно в заземляющих устройствах для пожарных стволов и автомобилей используют медный провод сечением 16 и 25 мм 2 . Длина его при этом не имеет никакого значения, главное, чтобы после подключения не ограничивалась свобода маневрирования самим стволом. Обычно используют провод длиной от 10 до 40 метров.

Кроме этих требований при монтаже оборудования учитываются и требования по структурным параметрам самих устройства. Например, для стволового заземляющего оборудования пользуются таблицей.

Размещение заземления

Правила размещения заземляющих устройств определены ПУЭ, ГОСТом Р 51853-2001 и профильной документацией к конкретному оборудованию. В них выделяют два важных пункта:

  1. В местах заземления пожарных машин на подстанциях устанавливаются специальные знаки.
  2. Все места, предусмотренные для размещения ПА и ствольщиков, обязательно должны иметь заземлители. Их располагают возле входных дверей электрических распределительных установок, возле кабельных сооружений, возле гидрантов и непосредственно у входа в здание.

В обязательную комплектацию пожарного автомобиля переносное заземление не входит. Необходимое количество проводников определяется на каждом объекте с указанием места их хранения. Для отработки навыков использования оборудования устраивают площадки-тренажеры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: