Нормы уличного освещения в частном секторе

Нормы освещения в сельской местности

Прежде, чем приступать непосредственно к работам, следует ознакомиться с нормативной документацией по данному вопросу. Одним из важнейших является СНиП 23 – 05 – 95, который устанавливает нормы для наружного освещения.

Для сельской местности действуют следующие нормы:

  • На главных улицах, а также в районе общественных зданий освещенность должна быть не меньше 4лк. Этот же норматив относится и к улицам с жилой застройкой.
  • Освещение уличное второстепенных улиц и переулков может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк. Этот же норматив действует для проездов и поселковых дорог.
  • Если стоит вопрос о дорогах в садоводческих и дачных кооперативах, то здесь так же применяется норма в 2 лк. Но она относится только к основным проездам. Для второстепенных дорог она составляет всего 1 лк.


Нормы освещения в зависимости от категории объекта

Отдельным вопросом является освещение дорог районного значения, проходящих через населенный пункт. Они должны иметь освещение, во многом зависящее от интенсивности движения транспорта. Если она в часы пик превышает тысячу автомобилей в час, то дорога должна иметь освещение не менее 15лк. Если же интенсивность движения ниже, то дорога должна иметь освещение не меньше, чем 10 лк.

Кто отвечает за обустройство освещения в деревнях и поселках

Множество мелких населенных пунктов в сельской местности не имеют должного освещения улиц. Местным жителям это доставляет большой дискомфорт, особенно в зимнее время. Именно поэтому вопрос, кто отвечает за уличное освещение в деревне, сегодня стоит очень остро.

Ответственные за этот вид благоустройства действительно есть – их устанавливает Федеральный закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Освещение улиц и дворовых территорий входит в обязательства органов местного самоуправления, т. е. администрации сельского поселения.

Такое правило приведено в статье 14 закона №131-ФЗ от 6.10.2003 г., в пункте 19, где говорится об утверждении правил благоустройства и осуществлении контроля за их выполнением.

Нормативная база для организации освещения деревень

В поселках и деревнях установка уличного освещения должна происходить с учетом правил, описанных в СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». В п. 7.5.1.14 приводятся нормы средней освещенности Eср и ее равномерность Uh на дорожном покрытии сельских поселений. Нормируемые показатели представлены в таблице 7.11 указанного пункта:

При организации освещения улицы в деревне важно учитывать и следующие правила:

  • Средняя освещенность проездов между рядами хозяйственных построек или сараев, которые расположены вне жилой зоны поселения, принимается равной 1 лк.
  • Освещенность частей дорог общей сети, проходящих через сельское поселение, должна определяться как для улиц категории Б, т. е. как для магистральных улиц районного значения. При определении конкретного значения освещенности учитывается интенсивность движения (менее 500 ед./ч, 500-1000 ед./ч, 1000-2000 ед./ч или более 2000 ед./ч).
  • Если на неосвещенных частях улиц располагаются противопожарные водоисточники, то подъезд к ним тоже должен быть освещен. Средняя горизонтальная освещенность в этом случае составляет 1 лк.
  • На дорогах и улицах, где величина средней яркости составляет 0,3 кд/м2, а средней освещенности – до 4 лк, в ночное время не допускается ни частичное, ни полное отключение освещенности.

Обслуживание уличного освещения на столбах

Они уполномочены заключать договоры с организациями, обслуживающими уличные осветительные приборы.

Для начала нужно обратиться в местное управление для выяснения основных пунктов:

  1. информация о заказчике, заключившем договор обслуживания освещения;
  2. в ведении какой организации находится обеспечение освещения той улицы, о которой идет речь.
  3. в федеральном или муниципальном ведении находится конкретная территория обслуживания освещения;

Обращение лучше предоставить в письменном виде с указанием территории с отсутствующим освещением и просьбой устранить проблему.Получив необходимые сведения, нужно составить две жалобы: в адрес заказчика и обслуживающей организации. И только в том случае, если меры не будут приняты по истечении 30-дневного срока, обратиться в вышестоящий орган власти.

Нормы уличного освещения в сельских поселениях — На обе руки мастер

В данной статье подробно рассказывается про освещение улиц в сельской местности закон, и все что об этом надо знать.

В настоящее время в России большинство мелких населенных пунктов не имеют должного уровня освещения улиц. Это затрудняет жизнь местных жителей, тем более в зимнее время года.

Обязанности на освещение улиц ложиться на органы муниципальных образований. Но, как правило, они не обеспечивают сельские поселения должным уровнем освещения.

Что же делать в такой ситуации и куда обращаться гражданам, что бы защитить свои права.

Что делать, если в деревне нет света

Если улицы сельского поселения не оснащены должным освещением, то жители имеют право подать жалобу в местный орган управления. Если никаких действий не последовало, то они имеют право обратиться с заявлением в прокуратуру, а так же в суд.

При подаче жалобы необходимо ссылаться на федеральный закон под номером 131, принятого в 2003 году, измененного в 2018 году, а так же на СНИП 23−05−95.

Суд и прокуратура РФ при нахождении нарушений правил обеспечения сельских поселений коммуникациями, вынесет решение об обязательном исполнении обязательств.

В некоторых случаях не нужно надеяться, что местные органы власти тут же примутся исполнять решение суда. Вполне возможно, что у них просто не хватит средств. Поэтому вопрос об освещении сельских улиц остается открытым.

 В этой статье вы узнали, про освещение улиц в сельской местности закон.

Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте.

Принципы построения уличного освещения

Если вам кажется, что организация уличного освещения города это просто, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь при создании городского освещения проектировщики должны учитывать не только требуемы параметры освещенности.

При расчетах учитываются такие показатели как: зернистость и отраженная составляющая асфальтного покрытия, запыленность улиц, количество осадков, ширина улиц, окружающая цветовая гамма, световые шумы и многое, многое другое. И все это, исходя из концепции развития города на ближайшие 10 лет.


Односторонняя схема освещения дороги

Конечно обсуждать каждый из этих критериев мы не будем. Ведь для полного раскрытия этой тематики научно-исследовательские институты составляют целые трактаты. И своими руками такие системы не построить. Но вот на основных аспектах принципа построения мы остановимся.


Двухрядное шахматное расположение светильников

  • Начнем с освещения автомобильных дорог. Оно может быть выполнено двумя способами – за счет установки светильников на специальных опорах и за счет подвеса светильников на тросах.
  • Какую схему и где применять, решают путем расчета. Одним из основных параметров в этом расчете является ширина дорожного покрытия. Так, при ширине дорожного покрытия до 12 метров рекомендуется применять одностороннюю схему установки светильников на столбах. При ширине до 18 метров рекомендуют применять двухрядную систему с шахматным расположением светильников на столбах. При ширине до 32 метров прямоугольную шахматную схему.


Двухрядная система освещения

Если у нас имеется разделительная полоса между полосами движения, как на видео, то при ширине дороги в одну сторону до 12 метров рекомендуется использовать двухрядную систему освещения — это когда светильники устанавливаются на столбах, и один светильник освещает одну полосу движения, а второй вторую.


Схемы освещения автомобильных дорог

Что касается подвеса светильников на тросах, то однорядную схему рекомендуют использовать для дорог с шириной до 18 метров. Для дорог шириной до 36 метров рекомендуется использоваться двухрядную схему.


Схема освещения закруглений дороги, переездов, перекрестков и пешеходных переходов

Что касается освещения площадей, парковых зон, пешеходных дорожек и других зон отдыха, то п.10.16 СНиП 2 – 4 – 79 рекомендует его выполнять с акцентом на архитектурно-художественный облик города. При этом рекомендуется максимально использовать кронштейны, контактные соединения общественного транспорта и другие места установки светильников для минимизации использования столбов.

В загородном доме

Наружное освещение на даче часто используется в эстетических целях. Для декоративного освещения самого дома используются светильники с фильтрами разного цвета, которые сами по себе не видны. Для этих целей используется светодиодная лента для уличного освещения или скрытого диодного уличного освещения. Фонари используются для прожектора. Они могут иметь разную форму, даже самую неожиданную.

Схема подключения

Уличное освещение для загородного дома имеет свою схему подключения. В его центре – панель наружного освещения (ЩНО).

К нему подключены подсистемы системы внешнего освещения, а он сам подключен к сети. Шилд может иметь разное количество каналов (в зависимости от количества подсистем) и может включаться как в ручном, так и в автоматическом режиме. Плата оснащена реле, которое не допускает превышения допустимого значения тока. Автоматическая работа возможна благодаря датчикам движения, которые при обнаружении движения замыкают цепь и подают ток на необходимые огни.

Оборудование

Оборудование, требующее уличного освещения в загородном доме, условно разделено на три группы: лампы, кабели и приборы управления

При проектировании и обустройстве освещения своими руками важно правильно разработать схему подключения уличного освещения. Все элементы должны технически соответствовать своему назначению и подходить для данной электрической сети

Светильники должны быть влагостойкими (маркировка начинается с IP65) и иметь алюминиевый корпус. Желательно выбирать кабель, армированный и изолированный от коррозионных веществ, содержащихся в земле.

Устройства управления: различные таймеры, датчики, оборудование для ручного управления, дистанционного переключения и тому подобное. В этом случае уличное освещение частного дома будет выполнено правильно.

Для путепровода

Согласно нормам наружное освещение дорог предусматривается в таких случаях:

  • проезжая часть в населённом пункте;
  • на мостах;
  • на маршрутных остановках;
  • на пересечении дорог I, II и III категории;
  • на ж/д переезде;
  • на кольцевой развязке;
  • на заправочных станциях и местах обслуживания транспортных средств;
  • под путепроводами, если протяжённость пути под ними более 30 метров;
  • в тоннелях.

Нормы освещение вдоль проезжей части содержатся в СНИП 32-04-97 и они также включают рекомендацию по использованию кабеля СИП. При разработке проекта учитывается свойство дорожного покрытия поглощать свет, мощность ламп и их свойства рассеивать свет, схема размещения опор и экономическая обоснованность того или иного вида освещения. Из этих данных высчитывается оптимальный способ размещения опор и их высота, интервал между ними и тип ламп.

Средства на содержание дорог выделяются из областного бюджета. А за освещением дорог в черте города отвечает горсвет.

Уличное освещение — неотъемлемый атрибут безопасного и комфортного проживания. Оно должно соответствовать нормам законодательства. Эти нормы служат гарантией того, что НО будет устанавливаться и обслуживаться ресурсами местных государственных органов.

Уличное освещение для дачи или другой частной собственности, хоть и не имеет отношения к государственному бюджету, должно быть технически совместимо с общей сетью по напряжению, правильности подключения и соответствию освещения СНИП. Например, необходимо знать, что в целях безопасности не допускается прокладывание СИП кабеля под землёй

При освещении дома или дачного участка своими руками особенно важно соблюсти все технические требования к этому проекту. В таком случае свет фонарей будет безопасным атрибутом ночного украшения и удобства

>dtpstory.ru

освещение улиц в сельской местности закон

В разделе на вопрос Сколько фонарей уличного освещения должно находиться в деревне?Нужели ни кто не даст конкретного ответа?А СНиПы не специ заданный автором Ђрифонов Николай лучший ответ это сколько хочешь зачем спрашиваешь?Ответ от 2 ответа Привет!

Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Сколько фонарей уличного освещения должно находиться в деревне?Нужели ни кто не даст конкретного ответа?А СНиПы не специ метки: метки: метки: метки: метки: Ответ от Елена КнязеваМы живем в 21 веке и не иметь освещения в любом населенном пункте это позор для органов местного управления. Только им к сожалению давно ни за что не стыдно, они готовы каждый населенный пункт погрузить в темноту.Ответ от АлександрЯ бы сделал расчёт по мощности на отпускаюшем трансформаторе. Может он на пределе.Ответ от Ѐоманэто смотря какая деревня, вот у нас в деревне штук 200 точно есть.Ответ от Вячеслав Занасколько у мэрии денег хватитОтвет от Алексей УдовенкоВ России апеллируют к Федеральному Закону №131-ФЗ

, а в нем – к статье 14, пункт 1.21 «Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов» .

Причем, в том же законодательном акте прописано и много полезного о других сферах жизни селян, в частности, о вывозе бытовых отходов и противопожарной безопасности, – это все в зоне ответственности местного муниципалитета.Районное подразделение энергосбыта только технически обеспечивает освещение улиц, платить за которое должна либо администрация сельского поселения, либо организация, на балансе которой находится инженерная система села. От них зависит – будет ли на селе гореть свет, сколько фонарей будут освещать улицу (многие здесь и один горящий светильник годами мечтают увидеть) и в какое время.Нормативные документы «СНИП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения.

Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности.

В РФ действует Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» , регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета. Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации.

Особенности выбора светильников для сельских поселений

Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка сельских поселений», озелененные территории общего пользования должны благоустраиваться светильниками. Их количество рассчитывают исходя из нормы освещенности.

Металлогалогеновые лампы имеют достаточно большую светоотдачу, но служат недолго. В связи с этим для наружного освещения поселков, куда из-за отдаленности затруднен выезд обслуживающего персонала, особенно популярны стали светодиодные светильники. Из плюсов таких фонарей можно отметить:

  • очень большой срок службы, который составляет около 50 000 часов;
  • высокая степень светоотдачи, т. е. светодиод преобразует в свет практически всю полученную энергию;
  • низкое энергопотребление в сравнении с другими видами светильников;
  • экономичность за счет сочетания в LED-светильниках длительного срока службы, высокой светоотдачи и низкого потребления энергии;
  • широкий выбор цветовой температуры: от более привычного для всех теплого света (2700-3000 К) до холодного белого (дневного) света (6500 К).

Светодиодные светильники компактные, гибкие и имеют разнообразные модули LED, что позволяет не только устанавливать простые осветительные приборы, но и реализовывать различные дизайнерские решения.

В городах

Наружное освещение (НО) в городах выполняет сразу несколько функций. Помимо качественной и безопасной работы, оно призвано украшать облик города вечером. Для этого используется декоративное уличное освещение. НО совмещает в себе разные виды осветительных установок. Это освещение проезжей части и тротуаров, подсветка дорожных знаков, витрин, реклам, архитектурная подсветка домов, праздничное освещение и так далее. Все эти элементы уличного декоративного освещения должны гармонировать между собой внешне и быть технически согласованными.

В ночное время, когда интенсивность движения меньше, освещённость может быть снижена, но только до определённых пределов. Некоторые светильники могут быть выключены, но не те, что стоят подряд. Поэтому часто прокладывают разные распределительные линии для вечернего и ночного освещения. К линии вечернего освещения подключают праздничную светодиодную подсветку уличного освещения и архитектурную подсветку. Но её мощность должна быть до 2 кВт на фазу. Все эти данные учитываются в графике включения света.

Электроэнергия для НО улиц и тротуаров поступает из трансформаторов для питания сети общего пользования.

При этом линии освещения подключают так, чтобы нагрузка на фазы трансформаторов была равномерной. А для освещения территорий разных учреждений (школ, больниц и так далее) используется энергия от вводных устройств зданий или от подстанций.

К сети уличного освещения обычно не подключают световые установки витрин и рекламы.

Проектирование

Нормы для проектирования уличного освещения в городах содержатся в инструкции СН541-82. В ней описаны типовые решения с указанием на тип ламп, которые могут быть использованы, высоту опор, тип провода и интервал между светильниками. Кабель для уличного освещения должен быть изолированный, стандарта СИП. Также в данной инструкции описаны универсальные схемы проектирования НО улиц. Эти схемы отличаются в зависимости от площади улиц и их назначения. Например, для небольшой улицы установка уличного освещения может проходить по составу схемы одностороннего расположения светильников, а для широкой улицы с большим потоком людей может браться за основу двухрядная схема в шахматном порядке.

Расположение светильников

Светильники для освещения городских территорий могут располагаться по-разному:

  • на отдельных опорах из стали, алюминия или железобетона;
  • в виде фонарей венчающего типа или на консоли;
  • крепиться к зданию с помощью кронштейна;
  • подвешиваться на струнах.

Оптимальный вид опоры выбирают в зависимости от места установки светильника и его характеристик: веса и мощности. Например, для освещения дорог, используется уличное освещение на столбах, а для подсветки аллеи в парке достаточно фонарей с плафоном на консоли.

Финансирование уличного освещения, за исключением светильников на фасадах дома и на подъездах, осуществляется органами местного самоуправления. А техническое обеспечение: монтаж уличного освещения, его ремонт — прерогатива органов районного управления, горсвета. Следующая инстанция — муниципалитет. Если речь идёт о поломке освещения на доме, то ремонт выполняет тот, кто обслуживает этот дом, чаще всего это ЖЭК.

Порядок действий

В каждой ситуации предусмотрен свой алгоритм действий.

Свет погас в темноте

Ответственные органы исполнительной власти самостоятельно не занимаются обслуживанием осветительных приборов. Эти полномочия они передают подрядчикам на основании договоров. Причем контракт может заключаться напрямую с электросетевой организацией (освещение улиц дорог), так и через третьих лиц. Например, благоустройством городского парка занимается коммерческая или коммунальная компания на основании договоренности с муниципалитетом. Но обслуживают фонари и другие приборы энергосбытовики.

Именно последняя организация обязана:

  • следить за состоянием электроприборов;
  • придерживаться установленного в населенном пункте графика включения-отключения наружного света;
  • менять сгоревшие лампы, разбитые фонари;
  • устранять любые неисправности, в том числе связанные со стихийными бедствиями или аварийными ситуациями.

Поэтому если свет горит днем, а не ночью, лампы не вкручивают в течение 1–5 дней, обращаемся с жалобой к организации, которая обслуживает объект, чаще всего это местные электропоставщики. Сюда же звоним, когда из-за непогоды оборвались провода, упал столб или случились другие аварийные ситуации.

Второй экземпляр жалобы можно сразу направить заказчику по договору обслуживания технического оборудования. Напомним, это может быть администрация города или третьи компании. Узнать, кто за что отвечает, можно в местной управе.

Если результат отсутствует, пишем претензию в муниципалитет. Не реагируют и они – в вышестоящий орган исполнительной власти.

В многих городах работают единые центры для обращения граждан по вопросам ЖКХ или Единые дежурно-диспетчерские службы. Например, жители Подмосковья могут оставить жалобу на портале или через приложение «Добродел».

Возможность оставить жалобу для любого региона появилась и на платформе «Госуслуги. Решаем вместе».

Интересно! В мае 2021 г. через госуслуги только жители Самарского региона пожаловались на проблемы освещения более 500 раз. Все обращения переданы в работу в муниципалитет.

Нужно учитывать исключения, прописанные в СНиПах, которые допускают, что могут не работать светильники:

  • 5% – на улицах и во дворах;
  • 10% – в подземных переходах.

Ремонт обязаны провести после получения заявления не позже 5–15 дней. Но в некоторых регионах могут устанавливать свои меньшие сроки. Графики включения/отключения утверждают отдельными документами на местах с учетом часового пояса и других нюансов. Во время ремонтных работ светильники могут гореть днем.

В тему! Куда жаловаться на отключение света.

Денег на темные переулки нет

Намного сложнее вопрос, когда фонари отсутствуют в принципе или их недостаточно. В этом случае обращаться нужно сразу в администрацию.

На основании запроса обязаны создать спецкомиссию, которая после обследования должна сделать вывод, необходимы ли для данного участка дополнительные точки освещения.

Сложно вопрос установки фонарей решается в поселках, селах, так как проблема упирается в финансирование. Но это не значит, что исполнительная власть имеет право игнорировать обращение граждан.

Если жалобу игнорируют или направляют в ответ отписки, пишите на госуслуги или обращайтесь в прокуратуру.

Прокурор назначит проверку, на основании которой инициирует судебное разбирательство. Суды чаще всего становятся на сторону граждан и признают бездействие незаконным, выносят решение возложить обязанность на местные власти принять меры по организации освещения.

Примечание! Обращаться в диспетчерские службы можно по телефону или лично. Если составляете претензию в администрацию, заявление в прокуратуру, их оформляют письменно в двух экземплярах с обязательным указанием сути проблемы и требований. Утвержденной формы для таких жалоб не существует.

Схема устройства освещения участка

Высоковольтная цепь. Схему освещения участка стоит разрабатывать так, чтобы её можно было подключить непосредственно к домашней электросети. Цепь с сетевым напряжением 220 В практична, универсальна и позволяет подсоединить произвольное количество световых точек (а также включать электрооборудование, необходимое для ухода за садом). В этом случае используют светильники, работающие от напряжения 220 В. Монтаж цепи с сетевым напряжением 220 В можно поручать только профессиональному электрику или фирме, имеющей соответствующую лицензию. Все следует закончить до обустройства сада, чтобы потом не пришлось перекапывать сформированные участки сада.

  

Низковольтная цепь. Ее можно собрать самостоятельно. При этом в устройстве освещения участка необходимо использовать трансформатор, который понизит сетевое напряжение 220 В до необходимого — 12 В, 24 В. Низковольтная сеть более безопасная, чем высоковольтная, но выбор соответствующего оборудования невелик, а количество используемых в сети светильников ограничено мощностью трансформатора. К тому же низковольтная цепь требует прокладки более толстых питающих проводов, длина которых не должна превышать 25 м во избежание скачков напряжения. Использование такой сети имеет смысл только в маленьких садах с небольшим количеством светильников. В водоемах и бассейнах применение низкого напряжения обязательно.

Убрать под землю! В системах наружного освещения используют кабели типа ВВС предназначенные для прокладки в земле. Они состоят из медных жил с ПВХ-изоляцией, заключенных в защитную оболочку. В однофазных цепях (220 В) применяют трехжильный кабель, в трехфазных (380 В) — пятижильный. Линия укладки кабеля не должна проходить вблизи фундаментов, деревьев, инженерных сетей и подземных коммуникаций. Провода укладывают на глубине 70-80 см. От повреждения их защищают пластмассовыми или металлическими гофрами. Для цепи низкого напряжения глубина заложения может быть меньше. К корпусу светильника подключают жилу заземления.

Вывод

Отсутствие освещения несет угрозу здоровью, иногда жизни граждан, способствует увеличению ДТП, правонарушений. Поэтому ответственные органы и организации обязаны своевременно проводить замену приборов, ремонтные работы.

Если фонари на улице, во дворе не горят, лампы светят тускло, жаловаться нужно в компанию, которая занимается обслуживанием объекта, или муниципалитет.

Когда вопрос касается установки дополнительных точек или организации освещения в принципе, обращаться нужно в администрацию города.

Управляющая компания несет ответственность только за лампы на фасаде дома и входе в подъезд. Если они не светят, звоните именно диспетчеру УК.

Нет 2
Средне
Да 15

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: