Принцип работы и разновидности устройств для заземления автоцистерн

Зачем нужно заземление?

Заземление – устройство, предохраняющее человека от поражения электрическим током. Благодаря использованию различных заземляющих приспособлений удается избежать жертв на производстве и в быту. Собственно в этом его основное предназначение. Но чтобы правильно воспользоваться заземлением необходимо для начала понять, что это такое и как оно работает. 

Что такое заземление?

Итак, что из себя представляет заземление? Конструктивно это чаще всего обычный кусок провода, который одним концом соединён с корпусом электрического аппарата, а другим концом с землей, откуда собственно и название. Заземление также может присутствовать в вилке современного электроинструмента,  там его роль такая же – при повреждении инструмента заземление предохраняет человека от удара электрическим током.

Существует множество различных систем заземления таких как TN-C, TN-S, TN-C-S и другие, собственно, обычному человеку, не имеющего электротехнического образования вовсе не обязательно вникать в данные вещи настолько глубоко, поэтому мы движемся дальше.

Как работает заземление

Суть заземления проста – служить проводником. Допустим, случилась аварийная ситуация – сломалась стиральная машина. При этом замкнуло обмотку электродвигателя (или что-нибудь еще) и корпус машинки оказался под напряжением. Человек ничего не подозревая может коснуться корпуса, после чего его ударит током. Для того чтобы этого не произошло, стиральную машину заземляют.

Тогда если человек коснётся корпуса, то ток пройдет не через него, а через заземление. А произойдёт так потому, что кожа человека имеет сопротивление порядка нескольких кило Ом, а сопротивление заземляющего проводника не более 5-10 Ом, что в тысячу раз меньше чем сопротивление кожи человека.

Выходит, что току в тысячу раз проще пройти по проводу и уйти землю, чем пройти через человека.  

В чем разница между заземлением и занулением

Если говорить простым языком, то зануление это соединение корпуса приемника электроэнергии с нулем. Ноль – это провод, имеющий нулевой потенциал и идущий из трансформатора. Зануление работает так: если на корпус приемника попадает провод под напряжением, то он через корпус замыкается на ноль, что вызывает короткое замыкание. Защита автоматически срабатывает и отключает питание.

Зануление это прием который используется только на производстве и по своим защитным свойствам гораздо хуже заземления. К сожалению, во многих старых домах не существует возможности защитить проводку квартиры с помощью заземления и прибегают занулению, что крайне не безопасно.

Вот мы вкратце и ответили на вопрос “зачем нужно заземление?”. Надеемся материал оказался вам полезен! Удачи!  

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.79 (100 Голоса)

Переносное заземление

Переносные приборы заземления для автоцистерн предназначены для работы не только на АЗС, но и в полевых условиях. Такое оборудование востребовано, например, в военных целях и в любых других условиях, где необходимо безопасно дозаправиться вне традиционной заправки.

Переносная техника функционирует по такому же принципу, как и стационарное оборудование: проводник соединяют с заземлительным контуром, в результате чего создается электрическая цепочка.

В составе мобильных устройств имеются такие составляющие элементы:

Существуют переносные модели как со встроенными, так и с внешними элементами электропитания

При эксплуатации оборудования необходимо уделять внимание режиму температуры и влажности, рекомендованному компанией-производителем

Использование современных заземлительных устройств для автоцистерн позволяет гарантированно защитить потенциально опасные объекты от взрывов и воспламенения горючих веществ. Чтобы техника оставалась исправной, необходимы периодические техосмотры для выявления поломок.

Задачи устройства заземления

Заземлитель автоцистерн — прибор, позволяющий избежать искрения при работе с горючими материалами. Основная задача устройства — обеспечить в цепи заземления контроль сопротивления, чтобы отвести заряд статического электричества.

Особенно интенсивно статические заряды образуются при низком уровне влажности. Влажный воздух отличается высокой электропроводностью, позволяющей зарядам протекать через него. В результате во влажной среде электростатические заряды менее вероятны, а при уровне влажности выше 85 % практически не возникают.

Чтобы предотвратить аварийные ситуации, возникшие из-за искрения, на автозаправочных станциях устанавливаются заземлительные контуры. В общий контур интегрируются устройства заземления автоцистерн. УЗА — лишь элемент общей системы, а не замена заземляющей цепи.

К задачам устройств защиты автоцистерн относят:

  1. Мониторинг целостности заземлительного проводника.
  2. Контроль показателей сопротивления на контактных участках.
  3. Оповещение работников о повреждении проводника и повышенном сопротивлении. О тревожной ситуации персонал извещается звуковыми и световыми сигналами.
  4. Автоматическое отключение насосного оборудования при возникновении аварийных ситуаций.

Конструкция

Конструкция прибора включает индикаторный блок и двухжильный заземлительный кабель. УЗА, предназначенные для питания от внешних источников, дополнительно комплектуются блоком питания с встроенным в схему реле. Все оборудование предлагается во взрывозащищенном исполнении.

Индикатор состоит из красного светового диода со 180-градусным обзором и микрочипа-контроллер. Чип отгорожен от внешней среды компаундной заливкой. Отдельные модели индикаторов способны издавать звуковые сигналы.

Кабель заземления поставляется с парой одинаковых пружинных зажимов. С помощью фиксирующих устройств кабель монтируется на металлических участках цистерн. Толщина контактных поверхностей на автоцистернах должна составлять от 3 до 30 миллиметров, длина кабеля заземления — от 6 до 100 метров (зависит от модели оборудования).

Выпускается два типа приборов — спиральные и с использованием силиконовой оболочки. Различия между типами модификаций состоят в разном аппаратном обеспечении, климатическом исполнении, особенностях конструкции и дизайна.

Тип электропитания

По способу питания существуют три типа устройств, обеспечивающих безопасность при заправке автоцистерн:

  1. С автономным питанием. В составе прибора есть встроенный аккумулятор. Такие УЗА применяют как для установки в автоцистерны, так и для интеграции в системы заземления АЗС. В комплектации есть зарядное приспособление.
  2. Приборы для работы на постоянном токе напряжением 12 – 24 Вольт. Электропитание таких моделей осуществляется из бортовой сети бензовоза. Установка УЗА производится прямо на цистерну. Блок питания с выпрямителем может располагаться на автозаправочной станции.
  3. Устройства на переменном токе напряжением 220 Вольт. Встраиваются в систему заземления АЗС.

Маркировка

Все приборы подлежат маркировке с информацией, включающей такие данные:

  • наименование устройства;
  • дата изготовления;
  • заводской номер;
  • указание на взрывобезопасность (обозначается как Ex);
  • класс защищенности от взрывов;
  • товарный знак компании-производителя.

При небольших размерах маркировочного шильдика дополнительная информация указывается в сопроводительных документах к прибору.

Сюда включаются следующие данные:

  • изображение знака обращения на территории стран-членов Таможенного Союза;
  • номер сертификата соответствия и название организации, его выдавшей.

УЗА-2МК 06 – особенности конструкции и эксплуатации, существующие модификации

УЗА-2МК 06 подходит для эксплуатации в нормальных условиях при температуре -20…+40° С. Электрическое питание осуществляется при помощи автономных источников, оснащенных искробезопасными выходами.

Емкость используемой аккумуляторной батареи составляет 3,0 А/ч, допустимое напряжение не должно превышать 6,3 В, а максимальный ток – 0,06 А .

Отдельно выделяют характеристики искробезопасной цепи, которые существенно отличаются. Например, напряжение достигает 6,7 В, а допустимый ток составляет 0,015 А.

Заземляющий проводник имеет длину 6 метров. Устройство заземления автоцистерн УЗА-2МК 06 при условии регулярной подзарядки внешнего источника питания будет работать на протяжении 6 лет при температурном режиме +35° С и относительной влажности 98 % .

Комплектация

Изделие продается вместе со всеми необходимыми элементами:

  1. Заземляющее устройство;
  2. Проводник – длина 5 метров;
  3. Аккумуляторная батарея;
  4. Монтажный комплект.

Необходимо соблюдать правила монтажа и эксплуатации, чтобы обеспечить сохранность изделия.

Другие модификации

Разработано несколько модификаций серии УЗА-2МК: 04, 05, 06. Отличаются они, по традиции, типом питания: к примеру, модель 04 работает от стандартной сети 220 В, в то время как версия 05 нуждается в источнике 12 В.

Особого внимания заслуживает модель 06, которая применяется исключительно на выездах, то есть предназначена для автономной полевой работы . Техника комплектуется аккумуляторной батареей 6,3 В, благодаря чему сфера эксплуатации значительно расширяется.

Модели УЗА-2МК выделяются среди прочего идентичного оборудования своей долговечностью и выносливостью. Аппараты выдерживают 5000 включений подряд, а в целом способны проработать порядка 6 лет при температуре -40…+40° С.

УЗА-2МК 06 – особенности конструкции и эксплуатации, существующие модификации

УЗА-2МК 06 подходит для эксплуатации в нормальных условиях при температуре -20…+40° С. Электрическое питание осуществляется при помощи автономных источников, оснащенных искробезопасными выходами.

Емкость используемой аккумуляторной батареи составляет 3,0 А/ч, допустимое напряжение не должно превышать 6,3 В, а максимальный ток – 0,06 А .

Отдельно выделяют характеристики искробезопасной цепи, которые существенно отличаются. Например, напряжение достигает 6,7 В, а допустимый ток составляет 0,015 А.

Заземляющий проводник имеет длину 6 метров. Устройство заземления автоцистерн УЗА-2МК 06 при условии регулярной подзарядки внешнего источника питания будет работать на протяжении 6 лет при температурном режиме +35° С и относительной влажности 98 % .

Комплектация

Изделие продается вместе со всеми необходимыми элементами:

  1. Заземляющее устройство;
  2. Проводник – длина 5 метров;
  3. Аккумуляторная батарея;
  4. Монтажный комплект.

Необходимо соблюдать правила монтажа и эксплуатации, чтобы обеспечить сохранность изделия.

Другие модификации

Разработано несколько модификаций серии УЗА-2МК: 04, 05, 06. Отличаются они, по традиции, типом питания: к примеру, модель 04 работает от стандартной сети 220 В, в то время как версия 05 нуждается в источнике 12 В.

Особого внимания заслуживает модель 06, которая применяется исключительно на выездах, то есть предназначена для автономной полевой работы . Техника комплектуется аккумуляторной батареей 6,3 В, благодаря чему сфера эксплуатации значительно расширяется.

Модели УЗА-2МК выделяются среди прочего идентичного оборудования своей долговечностью и выносливостью. Аппараты выдерживают 5000 включений подряд, а в целом способны проработать порядка 6 лет при температуре -40…+40° С.

Общее описание

Устройство заземления автоцистерн — оборудование, позволяющее избежать появления искр при использовании пожароопасных веществ. Основная функция — контролировать сопротивление для отвода статических токов.

Стоит отметить определенную «группу риска» — места с пониженным уровнем влажности. В таких помещениях воздушные массы характеризуются отличными показателями проводимости электричества, ввиду чего токи могут спокойно «течь» через них. В случае с влажной средой вероятность появления искры, обусловленной электростатическим зарядом, сравнительно невелика.

Если же уровень влажности перешел за отметку в восемьдесят пять процентов, шанс возникновения проблем практически сходит на ноль. Однако говорить о подобных условиях можно преимущественно теоретически: встречаются они крайне редко.

Для предотвращения серьезных аварий, обусловленных появлением искр, на всех автомобильных заправках монтируют устройства заземления. В общий контур встраивают заземляющий прибор. Однако не стоит забывать о том, что УЗА — лишь элемент общей системы, но никак не замена обычной цепи заземления.

Можно выделить основные функции приборов, ориентированных на заземление автоцистерн; среди них:

  • Контроль целостности проводника, обеспечивающего заземление.
  • Контроль показателей сопротивляемости на поверхностях контакта.
  • Уведомление сотрудников о получении проводником урона и высоком уровне сопротивления. В случае аварийной ситуации работники будут оповещены посредством звука и света.
  • Автоматическое выключение насосного оборудования в случае серьёзной аварии.

Задачи устройства заземления

Заземлитель автоцистерн — прибор, позволяющий избежать искрения при работе с горючими материалами. Основная задача устройства — обеспечить в цепи заземления контроль сопротивления, чтобы отвести заряд статического электричества.

Особенно интенсивно статические заряды образуются при низком уровне влажности. Влажный воздух отличается высокой электропроводностью, позволяющей зарядам протекать через него. В результате во влажной среде электростатические заряды менее вероятны, а при уровне влажности выше 85 % практически не возникают.

К задачам устройств защиты автоцистерн относят:

  1. Мониторинг целостности заземлительного проводника.
  2. Контроль показателей сопротивления на контактных участках.
  3. Оповещение работников о повреждении проводника и повышенном сопротивлении. О тревожной ситуации персонал извещается звуковыми и световыми сигналами.
  4. Автоматическое отключение насосного оборудования при возникновении аварийных ситуаций.

Конструкция

Конструкция прибора включает индикаторный блок и двухжильный заземлительный кабель. УЗА, предназначенные для питания от внешних источников, дополнительно комплектуются блоком питания с встроенным в схему реле. Все оборудование предлагается во взрывозащищенном исполнении.

Индикатор состоит из красного светового диода со 180-градусным обзором и микрочипа-контроллер. Чип отгорожен от внешней среды компаундной заливкой. Отдельные модели индикаторов способны издавать звуковые сигналы.

Кабель заземления поставляется с парой одинаковых пружинных зажимов. С помощью фиксирующих устройств кабель монтируется на металлических участках цистерн. Толщина контактных поверхностей на автоцистернах должна составлять от 3 до 30 миллиметров, длина кабеля заземления — от 6 до 100 метров (зависит от модели оборудования).

Выпускается два типа приборов — спиральные и с использованием силиконовой оболочки. Различия между типами модификаций состоят в разном аппаратном обеспечении, климатическом исполнении, особенностях конструкции и дизайна.

Тип электропитания

По способу питания существуют три типа устройств, обеспечивающих безопасность при заправке автоцистерн:

  1. С автономным питанием. В составе прибора есть встроенный аккумулятор. Такие УЗА применяют как для установки в автоцистерны, так и для интеграции в системы заземления АЗС. В комплектации есть зарядное приспособление.
  2. Приборы для работы на постоянном токе напряжением 12 – 24 Вольт. Электропитание таких моделей осуществляется из бортовой сети бензовоза. Установка УЗА производится прямо на цистерну. Блок питания с выпрямителем может располагаться на автозаправочной станции.
  3. Устройства на переменном токе напряжением 220 Вольт. Встраиваются в систему заземления АЗС.

Маркировка

Все приборы подлежат маркировке с информацией, включающей такие данные:

  • наименование устройства;
  • дата изготовления;
  • заводской номер;
  • указание на взрывобезопасность (обозначается как Ex);
  • класс защищенности от взрывов;
  • товарный знак компании-производителя.

При небольших размерах маркировочного шильдика дополнительная информация указывается в сопроводительных документах к прибору.

Сюда включаются следующие данные:

  • изображение знака обращения на территории стран-членов Таможенного Союза;
  • номер сертификата соответствия и название организации, его выдавшей.

УЗА 4К – особенности конструкции и эксплуатации, существующие модификации

Устройство заземления автоцистерн УЗА 4К имеет несколько модификаций, например, УЗА 4 и УЗА 4А. Оборудование идеально подходит для обеспечения взрывобезопасности при наполнении автомобильных цистерн топливом, сжиженным газом, а также легковоспламеняющимися жидкостями .

Основным назначением аппарата является нивелирование эффекта, производимого статическим электричеством , однако одновременно с этим осуществляется беспрерывный контроль над заземляющей цепью, сопротивление в которой не должно превышать 90 Ом.

Отметим, что тип питания УЗА зависит от модификации. Например, аппараты, относящиеся к серии 4К, совместимы с питанием 220 В. Одновременно с этим изделия из серии 4А могут питаться автономными источниками.

Эксплуатационная температура также зависит от конкретной модификации . В частности, серия 4К может использоваться при температурном режиме -40…+40° С, в то время как модель 4А работает в пределах температур от -50 до +40° С.

Важно! Цистерна соединяется с заземляющими аппаратами при помощи специальных зажимов, благодаря которым и удается нейтрализовать статическое электричество.

Комплектация и технические характеристики

Комплектация изделия также зависит от его модификации. В частности, 4А формируется из нескольких блоков, выполняющих конкретные функции:

  • Контроль заземления – пользователь оповещается посредством сигнализации о наличии заземления.
  • Блок питания.
  • Зарядное устройство – позволяет заряжать аккумуляторные батареи.
  • Комплект владельца.

Модификация 4К также укомплектована контрольным блоком , определяющим наличие заземления и сигнализирующим о его наличии, однако прочих компонентов, за исключением комплекта владельца, не предусмотрено.

Технические характеристики, естественно, также зависят от типа аппарата. Каждая модель имеет свои особенности и преимущества.

Модификация 4А обладает звуковой и световой сигнализацией , которая оповещает об уровне сопротивления, присутствующего в цепи заземления. Напряжение питания составляет 3,6 В, а рабочая температура, при которой изделие может успешно эксплуатироваться, варьируется в пределах -40…+40° С.

Одним из важных показателей, определяющих условия эксплуатации, является длина, которую имеет заземляющий проводник (в данном случае она достигает 15 метров ). Масса агрегата составляет 2,9 кг , что облегчает его транспортировку и применение.

Немногим отличаются технические характеристики модификации 4К. Начнем с того, что здесь предусмотрена световая сигнализация, информирующая пользователя о наличии сопротивления и его уровне.

Если оно выше или ниже нормы, то в автоматическом режиме осуществляется блокировка насоса, и манипуляции с топливом становятся невозможными . Питание серии 4К предусмотрено от сети 220 В, аппараты могут эксплуатироваться при том же температурном режиме, что и модель 4А.

Тип электрического питания

Основная дифференциация устройств заземления производится по принципу их питания. Можно выделить три вида подобных приборов:

  • Автономное питание. Устройства подразумевают наличие встроенной батарейки. Данные УЗА используются преимущественно для монтажа в автоцистерны либо для интеграции в заземляющую систему АЗС. Комплект предполагает наличие зарядного приспособления.
  • 12–24 Вольт. В отдельную категорию выделяют те устройства, которые ориентированы на работу на постоянном токе при напряжении 12-24 В. Электрическое питание подобных приборов обеспечивается бортовой сетью бензовоза. Подобные УЗА монтируют непосредственно на конструкцию цистерны. Питательный блок с выпрямителем может быть расположен на станции автозаправки.
  • 220 Вольт. Подобные устройства имеют вполне конкретную эксплуатационную ориентацию: они предполагает встраивание в систему заземления АЗС.

Особенности маркировки: несколько нюансов

Выбирать устройство заземления рекомендуется после изучения всех данных, которые можно получить исходя из маркировки. Последняя предполагает наличие следующей информации:

  • Название прибора.
  • Дата производства.
  • Класс защиты от взрывов.
  • Указание на взрывобезопасность (обычно обозначают как Ex).
  • Заводской номер.

В отдельных случаях, когда прибор отличается крайне малыми габаритами, информация может быть указана в сопроводительной документации. В ней вы неизменно можете увидеть:

  • Знак государств Таможенного Союза.
  • Сертификационный номер соответствия и названия той организации, которая его выдала.

Заземление и зануление электроустановок — безопасность для людей

Заземление электроустановок представляет собой электрическое соединение оборудования с заземляющим устройством. Эти меры необходимы для обеспечения безопасности персонала, эксплуатирующего какое-либо электрооборудование, механизм или установку.

Заземление и зануление электроустановок: особенности и назначение

Если изоляция проводов цела, металлический корпус установки не имеет напряжения относительно земли, однако если случается повреждение изоляции, любая из частей установки может оказаться под напряжением относительно земли. В таком случае прикосновение к данной электроустановке может привести к серьезным последствиям.

Защитное заземление электроустановок позволяет снизить напряжение, под которым может оказаться пользователь установки, однако такое напряжение все же не равняется нулю. Это происходит из-за того, что проводник заземления, заземлитель и даже земля имеют определенное сопротивление. При повреждении изоляции удар током будет не столь значителен, как при 200 В, однако вполне ощутим, и для снижения напряжения необходимо увеличить количество электродов, что позволит уменьшить сопротивление заземлителя относительно земли. Также существует еще одна защитная мера — зануление установок.

Зануление установки (рис. 1 слева — защитное заземление, справа — зануление) — это соединение её элементов с нейтралью трансформатора с помощью нулевого провода сети. Рисунок

Если после монтажа зануления повреждается изоляция, цепь аварийного тока замыкания обеспечивает небольшое сопротивление, которое составляет суммы сопротивлений фазы и нуля сети. В таком случае ток значительно выше, чем при монтаже исключительно заземления, так что защитная аппаратура работает более быстро и эффективно, отключая поврежденное оборудование. Таким образом, заземление и зануление электроустановок дополняют друг друга и создают максимально надежную и безопасную систему.

Разные системы заземления электроустановок

В соответствии с ПЭУ, существует несколько систем, по которым осуществляется заземление установок:

  • для электроустановок с напряжением до 1 кВт используется система TN, в которой нейтраль глухо заземлена, а открытые части соединены с нейтралью источника с помощью нулевых проводников;
  • система TN-C, в которой нулевой защитный и рабочий проводники соединяются по всей длине;
  • TN-C-S, где функции нулевого и защитного проводника выполняет один проводник либо какая-то его часть;
  • система IT, где нейтраль установки изолирована от земли, либо заземлена через приборы с большим сопротивлением;
  • система TT, в которой нейтраль глухо заземлена, а открытые части, проводящие ток, заземлены с помощью заземляющего устройства.

Монтаж контура для электроустановок

Для того чтобы осуществить искусственное заземление электроустановок, необходимо выполнить монтаж специального контура. Для этого заземлители (стальной уголок, прут) составляются по форме геометрической фигуры, например треугольника. В землю заглубляются вертикальные заземлители (рис. 2), после чего осуществляется замер сопротивления — оно не должно превышать допустимое значение. Вертикальные заземлители выполняются из горячеоцинкованной стали, горизонтальные представляют собой стальные полосы, а заземляющая шина для уравнивания потенциалов из никелированной латуни.

Выбор сечения заземляющего проводника

Еще одно необходимое составляющее — проводник, с помощью которого будет осуществляться заземление электроустановок. Для заземления отлично подходят гибкие провода марок ПВ3 и ПуГВ, с медной жилой и оболочкой из ПВХ. Нужное сечение провода следует выбирать исходя из возможности аварийной ситуации, например перегорания на линии. Проводник должен выдержать нагрузки и не вызвать перегрев мест соединения с устройством заземления.

После выбора проводника осуществляется защитное заземление установок — проводник надежно присоединяется к контуру заземления и соединяется при помощи болтов или сварки.

УЗА 220В – особенности конструкции и эксплуатации

Устройство заземления автоцистерн УЗА 220В бывает двух типов, а именно: с внешним питанием и защищенным от взрыва блоком (УЗА-220В-БП-ВЗ) . Устройство с внешним питанием выполняет несколько основных функций:

  • заземление цистерны;
  • блокировка налива топлива в случае отсутствия заземления;
  • индикация.

Оборудование обладает степенью защиты от пыли и влаги на уровне IP66, срок его эксплуатации составляет 15 лет.

УЗА-220В-БП-ВЗ состоит из трех основных элементов: проводника, индикатора и блока питания. Отличительной особенностью деталей является взрывобезопасное исполнение : например, предусмотрен специальный стальной корпус с оконцем для блока питания.

Также имеется пара кабельных вводов для проводов диаметром 5-10 мм при сечении, не превышающем 1,5 м2.

Все современные седельные тягачи Скания отличаются высокой грузоподъемностью, экономичным расходом топлива и надежным управлением. Как вы думаете — у какого карьерного самосвала грузоподъемность больше: у БелАЗ-75710 или у Liebherr T282B?

УЗА 220В – особенности конструкции и эксплуатации

Устройство заземления автоцистерн УЗА 220В бывает двух типов, а именно: с внешним питанием и защищенным от взрыва блоком (УЗА-220В-БП-ВЗ) . Устройство с внешним питанием выполняет несколько основных функций:

  • заземление цистерны;
  • блокировка налива топлива в случае отсутствия заземления;
  • индикация.

Оборудование обладает степенью защиты от пыли и влаги на уровне IP66, срок его эксплуатации составляет 15 лет.

УЗА-220В-БП-ВЗ состоит из трех основных элементов: проводника, индикатора и блока питания. Отличительной особенностью деталей является взрывобезопасное исполнение : например, предусмотрен специальный стальной корпус с оконцем для блока питания.

Также имеется пара кабельных вводов для проводов диаметром 5-10 мм при сечении, не превышающем 1,5 м2.

Все современные седельные тягачи Скания отличаются высокой грузоподъемностью, экономичным расходом топлива и надежным управлением. Как вы думаете — у какого карьерного самосвала грузоподъемность больше: у БелАЗ-75710 или у Liebherr T282B?

Назначение автоцистерн

Семейство автоцистерн лишь на взгляд дилетанта может показаться простым и однородным. На деле же это целый мир не только заурядных, но и совершенно уникальных конструкций, ничего общего с примитивными бочками прошлого века не имеющий. По численности и классификации автоцистерны не уступают большинству других образцов спецтранспорта. А происходит это многообразие от задач, для решения которых маленькими и большими фирмами и компаниями с государственной, частной и другими формами собственности проектируются и строятся емкости на колесах.

В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть разделены на две группы:

  • общего назначения – для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов;
  • специальные – для перевозки отдельных видов грузов.

Цистерны общего назначения, в свою очередь могут подразделяться на:

  • цистерны для перевозки светлых (бензин, лигроин и т.п.) и
  • тёмных (нефть, минеральные масла и т.п.) нефтепродуктов.

Общеизвестно, что первые бочки-прицепы и цистерны на автомобильном шасси использовались только для транспортировки жидких продуктов питания (молоко, квас, питьевая вода) да различных нефтепродуктов (мазут, керосин, бензин). Они представляли собой лишь металлические емкости цилиндрической формы с одной или двумя заливными горловинами и в лучшем случае — со сливным краном. В отличие от первых образцов, современные автоцистерны стали сложнее по форме и конструкции, используемым материалам и применяемому вспомогательному оборудованию.

Сегодня уже никого не удивишь многоосным полуприцепом-цистерной из нержавейки, способным перевозить такое же количество жидкости, как железнодорожная цистерна. При этом некоторые образцы техники могут поддерживать внутри емкости заданную температуру и влажность воздуха, гасить колебания при транспортировке, дозировать жидкость при разгрузке.

Специальные цистерны разделяются на:

  • цистерны для перевозки: вязких грузов;
  • пищевых продуктов (молоко, патока, спирт, вина);
  • кислот (азотная, соляная, серная и др.);
  • сжиженных газов (пропан, аммиак, и др.);
  • затвердевающих (пек, капролактан и др.);
  • некоторых других грузов.

Сфера применения современных автоцистерн очень широка, но основными областями считаются кратковременное хранение, транспортировка и дозированная выдача жидких продуктов. Назначение самих автоцистерн определяет область их использования и, в частности: для светлых нефтепродуктов, нефти, газа, масел, битума, цемента, мазута, пищевых, технических и агрессивных жидкостей.

Виды оборудования и принцип действия

Правила использования заземляющих проводников указаны в требованиях по пожаробезопасности непосредственно в п. 71 НПБ 111-98 . Есть несколько типов такого оборудования, которое отличается видом электропитания самой цистерны:

  • 220 В;
  • 12 В;
  • аккумуляторные стационарные батареи.

Определить, к какому типу относятся устройства заземления, можно по специальной маркировке . Наиболее популярны следующие типы проводников:

  1. УЗА 3В;
  2. УЗА 220В;
  3. УЗА-2МК 06;
  4. УЗА 4К.

Принцип действия заземления прост: требуется соединить проводниковый зажим заземления с автоцистерной и УЗА. Закрепив зажимы, приступают к измерению сопротивления .

Делают это не только у проводника, но и между контактами. Узнать о правильном проведении операции можно по загорающейся зеленой лампочке, информирующей о том, что суммарное сопротивление составляет не более 100 Ом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: