Виды и схема подключения соединительной шины-гребенки для автоматов

Алгоритм подключения автоматических шин

Для подключения автоматических шин нужно:

  1. взять гребенку и извлечь из нее красновато-желтую шину;
  2. если для подключения требуется меньше автоматических выключателей, нежели существует отводов у монтажной шины гребенки, то следует отрезать нужное количество зубьев (три, пять или семь зубьев — зависит от вашего случая). Эту операцию можно выполнить любым инструментом, подходящим для ситуации, например, ножовкой по металлу. Части лучше разрезать по отдельности: изолятор отдельно, шины отдельно;
  3. затем, следует отрезать пластмассовый блок-корпус согласно протяженности медной пластины, желательно чуть больше, чем нужно, чтобы с краев гребенки не торчали детали. Также это поможет предотвратить короткое замыкание. На обрезанные стороны изолятора следует поставить специализированные заглушки, которые, как правило, продаются в комплекте с соединительной шиной. Но если таковые отсутствуют, то можно использовать изоленту;
  4. шину следует вставлять сверху подсоединенных приборов (каждый отвод должен присоединяться в соответствующее контактное гнездо). Далее следует завинтить гребенку под весь ряд нужных автоматов и подключить питание. Именно в этом месте выполняется совместное подключение провода с шиной в автомате.

Монтаж

Монтаж обычной гребенчатой шины происходит в границах вводного или распределительного щитков. Обычно этот процесс не вызывает вопросов.

Особенности подключения шины под гребенку:

при монтаже проводящая доля гребенки поступает между нижней прижимной пластиной и, собственно, гребенкой, из-за чего имеющаяся на ней пластмассовая изолирующая ступень направляется в сторону винтообразного крепления; если нарушить это требование, то не удастся получить эстетическое соединение, которое будет лишено изгиба пластины; при монтаже гребёнки трехфазного типа необходимо следить за точностью положения изоляторов, чтобы устранить вероятность межфазного замыкания; при установке соединительных шин для автоматов взамен типичных перемычек из кабеля важно придерживаться общепризнанной маркировки, которая находится на корпусах монтируемых изделий, а также отвечает условиям функционирующих нормативов

Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку

Шина для автоматов гребенчатая вводится в соединительную цепочку согласно определенным правилам, задаваемым электрической схемой ее включения.

Поскольку объединение автоматов в сетях 220 Вольт осуществляется только по фазе (без нуля) – такую шину принято называть фазной.

В зависимости от типа силовой цепи, в которую включаются перемычки для автоматов, они рассчитываются для работы либо в однофазной линии (220 Вольт), либо – в трехфазной сети. Во втором случае схема включения представляет собой утроенную копию одиночной коммутации. Разница между двумя вариантами проявляется только в конструкции самого шинного соединителя.

Согласно ПУЭ, элемент предназначен для создания надежного контакта между верхними (подводящими) клеммами автоматических приборов, напряжение с выхода которых поступает в линию нагрузки. Для этого шинка должна выдерживать значительные токи, что определяет схему ее включения в общие цепи питания – все автоматы соединяются с ее помощью в параллель по входу. Это правило справедливо как для однофазных (однорядных) шин, так и для трехфазных гребенок для автоматов. Во втором случае изделие из меди имеет три изолированных ряда, смещенных на шаг, соответствующих расстоянию между фазными клеммами коммутирующего прибора на 380 Вольт.

Это интересно: Стиральная машина гудит после замены электропроводки — распишем суть

Монтаж и эксплуатация автоматических выключателей

Согласно требований правил электробезопасности, автоматические выключатели (автоматы), как и другая электрика в квартире устанавливаются в помещениях, которые должны быть надежно защищены от дождя, снега и других внешних воздействий. Установка автомата – достаточно сложный процесс и работы по его монтажу должны проводиться специалистом – электриком с соблюдением технологии монтажа.

Автоматические выключатели устанавливаются в специальный электрощит, при этом их закрепляют на DIN-рейку. ДИН-рейка – это изделие для закрепления различного электрооборудования, получила широкое распространение за универсальность и удобство в- эксплуатации. Выключатели закрепляются на рейке обязательно вертикально, с расположением «выкл» в верхней части.

Перед монтажом

Необходимо произвести тщательный осмотр автомата на предмет возможных повреждений корпуса. Рекомендуется, также, несколько раз пощелкать выключателем, проверить, работу механизма «вкл-выкл». Сразу же перед установкой нужно проверить маркировку автомата, сравнить ее с параметрами подключаемой электрической сети.

Непосредственно к сети подсоединяется с помощью медной проволоки или шин. Подвод напряжения к устройству осуществляется только с верхней стороны. В- отдельных случаях допускается подводка напряжения снизу при условии соблюдения дополнительных мер электробезопасности. В соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок автоматы подсоединяются к сети так, чтобы винтовая гильза была без напряжения при выкрученной пробке. При использовании одностороннего питания, токоподающий проводник подсоединяется к неподвижным контактам выключателя.

Эксплуатация автоматических выключателей

Длительность срока службы зависит не только от правильно выполненного монтажа, но и от его грамотной эксплуатации в дальнейшем. Для этого нужно просто соблюдать несложные правила эксплуатации.

Современные автоматические выключатели, в большинстве своем, могут нормально работать при диапазоне рабочих температур в пределах от -25С до +40С. Отдельные модификации автоматов имеют еще более широкий диапазон температур

Очень важно при эксплуатации соблюдать необходимую влажность воздуха в том помещении, где находится автомат

При средней температуре +20С влажность воздуха равна примерно 90%. В случае значительного повышения температуры, например, до +40С – влажность воздуха должна быть не более 50%.

Регулярное техническое обслуживание проводится с определенной периодичностью и не зависит от условий их эксплуатации. Оно включает в себя определенный комплекс профилактических работ, проводимых с целью обеспечения нормальной работоспособности устройства. Основные действия при этом – очистка от пыли и грязи, смазывание отдельных элементов, устранение возникших в процессе эксплуатации повреждений.

Установку и последующее обслуживание нужно обязательно проводить используя услуги электрика – специалиста в области электротехники.

Правила установки и подключения

Для начала нужно отмерить нужную длину гребенки (если остаток в любом случае будет) и отрезать кусок, который вам необходим. Резать шину для автоматов лучше всего ножовкой. Рекомендуем вам сам диэлектрический пластиковый корпус отрезать с запасом в 1-2 см, что позволит защитить токоведущие части и предотвратить короткое замыкание. По краям также необходимо поставить заглушки или заизолировать торцы обычной изолентой.

После того, как подходящая длина будет отрезана, переходим к подключению автоматических выключателей гребенкой. Здесь все просто, шину нужно разместить вверху, вставить штыревые отводы в соответствующие разъемы и затянуть винты. В один из зажимов, крайний, нужно подключить вводной питающий провод.

Подробно процесс подключения рассмотрен на видео примере:

Если же вы используете соединительную гребенку с вилковыми отводами, для их подключения у некоторых производителей автоматов (Hager, ABB) предусмотрен отдельный разъем (находится снизу), к которому и нужно произвести монтаж. Наглядно этот момент продемонстрирован на видео:

Как видите, ничего сложного в установке и подключении однорядной соединительной шины нет, как минимум, на примере соединения однополюсных АВ. Что касается УЗО, дифавтоматов и двухполюсных выключателей, их подсоединение будет выглядеть немного иначе.

В этом случае нужно использовать двухполюсную гребенку. Фазные и нулевые отводы таких шин расположены через один, поэтому вам нужно в соответствии с маркировкой произвести подключение (каждый отвод в свой разъем), после чего надежно затянуть винтовые зажимы.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о подключении соединительной шины для автоматов. Произвести монтаж своими руками сможет даже неопытный электрик. Главное, учитывать предоставленные рекомендации!

Рекомендуем также прочитать:

  • Подключение автоматического выключателя в щитке
  • Инструкция по сборке трехфазного щита
  • Ошибки при монтаже электропроводки

Соединительная шина (гребенка) для автоматов — конструктивные особенности, правильное подключение

Есть несколько приспособлений, позволяющих упростить сборку распределительного щита. Например, для подключения в параллель группы автоматов необходимо сделать несколько перемычек из изолированного моножильного провода соответствующего сечения (см. рис. 1). Такой вариант имеет существенный недостаток – когда повреждается одна перемычка (например, отгорит из-за плохого контакта), последующие АВ окажутся обесточены. Если используется 1 фазная или 3 фазная соединительная шина для автомата, описанная ситуация полностью исключена. Рассмотрим, как устроено это приспособление, целесообразность его использования, достоинства и недостатки. В завершении статьи будет кратко описана установка.

Рисунок 1. Пример использования перемычек (выделены красным)

Устройство, маркировка и технические характеристики

Характеристики:

  • номинальный ток – величина тока, которая протекает по автомату без ограничения времени при температуре воздуха +30 С (при большей температуре номинальный ток будет ниже);
  • время-токовая характеристика – зависимость времени срабатывания от силы тока.

Второстепенные характеристики:

  • номинальное напряжение;
  • предельная коммутационная способность.

Автоматические выключатели обладают своим набором характеристик. Для ознакомления с ними на корпусе наносится маркировка из букв и цифр. В маркировке указываются:

  • фирма-изготовитель;
  • линейная серия;
  • время-токовая характеристика – указывается латинской буквой B, C, D, K, Z;
  • номинальный ток – указывается после буквенного значения;
  • номинальное напряжение;
  • предельный ток отключения;
  • класс токоограничителя;
  • схема подключения, обозначения клемм.

Дополнительно указывают поправочные коэффициенты, связанные с превышением температурного режима.

1 полюс

Однополюсный выключатель устанавливается на вход каждой линии однофазной цепи. Это простая модификация автомата. Устанавливается для защиты однофазной, двухфазной и трехфазной проводки. Задача – защита от возгорания.

2 полюса

Используются, где идет питание электрооборудования по двум проводам и требуется одновременная коммутация двух полюсов. Существует 2 вида двухполюсников – 2Р и 1P+N. Первый оснащен защитой обоих полюсов от перегрузок и короткого замыкания. При подключении нет разницы куда подключать ноль, а куда – фазу. Второй тип называют «однофазный с нулем» – функция автоматического защитного срабатывания только в «фазном» полюсе. Второй полюс используется для подключения нулевого провода.

Преимущества и недостатки

Сначала поговорим о достоинствах соединительной шины для автоматических выключателей. Итак, гребенка имеет следующие плюсы при монтаже электропроводки:

  1. Более качественное соединение коммутационной аппаратуры. Если подключение перемычек представлено двумя концами провода в одном зажиме, то применение гребенчатой шины сокращает это значение в 2 раза, что положительно отображается на качестве контакта.
  2. Как мы уже сказали, соединительная гребенка доя автоматов способна выдержать до 63 А. Сделать шлейф из провода, сечением 16 мм.кв. будет гораздо сложнее.
  3. Разводка проводки в щите с применением распределительной шины выглядит более аккуратной, что видно на фото ниже:

Что касается недостатков, они следующие:

  1. Не всегда возможно подключить автоматы от разных производителей. Дело в том, что различные фирмы могут выпускать модульные коммутационные изделия разной высоты. В итоге, отвод не всегда достает до разъема для подключения АВ меньшего размера.
  2. Более проблематичная замена автоматических выключателей в щитке. Чтобы заменить один аппарат придется ослабить соединительную шину на всех разъемах, иначе поднять ее выше не получится, а без этого автомат не достать.
  3. Если возникает необходимость добавления еще одного АВ в щиток, придется либо менять гребенку полностью, либо подключать его перемычкой, что негативно повлияет на эстетический вид электрощитка. К тому же при замене придется отключить напряжение на всех питающих линиях, что иногда весьма нежелательно, особенно на производстве.

Кстати, соединительная шина гребенка может использовать для подключения не только автоматических выключателей, но и УЗО, а также дифавтоматов. О том, как подключить данный соединитель в щитке, мы расскажем далее.

Соединение автоматических выключателей в РЩ перемычками из проводов

Соединения выключателей проводами более трудоемкий, но дешевый процесс, есть два эффективных способа установки перемычек:

  • Провода соответствующего сечения нарезаются на отрезки достаточной длины для соединения двух рядом расположенных автоматов. Изоляция с концов отрезков снимается на 8 – 10 мм, этого вполне достаточно для обеспечения надежного контакта, оголенная часть провода не должна выступать за пределы корпуса автоматического выключателя.
  • Второй способ, когда проводник не режется на отрезки, в местах соединения снимается изоляция 1.5 – 2 см складывается пополам. В таком виде зачищенный участок вставляется в клеммное отверстие и зажимается винтом.

Перемычки можно выполнять многожильными гибкими и жесткими одинарными проводами.

Особенности и правила монтажа

Типовая шина гребенчатая монтируется в границах вводного или распределительного щитка очень просто, не вызывая особых затруднений у исполнителя. Однако в этом деле имеется целый ряд нюансов, учитывать которые при монтаже гребенки для автоматических выключателей нужно обязательно.

Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку.

Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях:

Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления.
При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины.
При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания.

Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины.

Конструктивные особенности

На рисунке 2 изображена разобранная однофазная шина гребенка legrand на 12 модулей. Как видите, конструкция этого приспособления довольно простая, в нее входит медная шина «a» и ее изолятор «b». Все просто и удобно.

Рисунок 2. а) Гребенчатая фазная шина с отводами; b) изолятор

Пример использования такой гребенки отображен на рисунке 3.

Рисунок 3. Пример подключения АВ Schneider Electric, установленных на din рейку (однорядная шина питания отмечена красным)

В зависимости от назначения, соединяющая гребенка может быть изготовлена в однополюсном, двухполюсном или четрехполюсном исполнении. Первые используются для обычных АВ, вторые при подключении однофазных УЗО, последние для трехфазных. На рисунке 4 наглядно продемонстрированы примеры использования шин с различным количеством полюсов.

Рисунок 4. Варианты использования одно- трех- и четырехполюсных соединителей

Пояснение к рисунку:

  • А – двухполюсные автоматы подключаются при помощи двух однополюсных соединителей (нулевая шина и фазная);
  • В – подключение аппаратов того же типа, когда используется трехфазная электрическая сеть питания. Задействована однополюсная и трехполюсная контактная перемычка;
  • С – использование четырехполюсной перемычки (общая нулевая и три фазы) для дифавтоматов или УЗО в трехфазном исполнении.

Заметим, что производятся и двухполюсные гребенки, принцип их подключения такой же, как в варианте «А» на рисунке 4.

Особенности, на которые необходимо обращать внимание. Форма отводов может быть типа pin (такое исполнение показано рисунке 2) и «fork» (см. рис

5). Первый вариант более распространен, поскольку может использоваться с устройствами различного типа

рис. 5). Первый вариант более распространен, поскольку может использоваться с устройствами различного типа

Форма отводов может быть типа pin (такое исполнение показано рисунке 2) и «fork» (см. рис. 5). Первый вариант более распространен, поскольку может использоваться с устройствами различного типа.

Рисунок 5. Фрагмент трехполюсной гребенки с отводами «fork»

Что касается «вилочных» отводов, то их подключение к модулю возможно при наличии у него соответствующего зажима, например как у двухполюсника компании АВВ серии S200, изображенного на рисунке 6.

Рисунок 6. А – контакты для соединения с гребенкой, В – с проводом

Необходимо обратить внимание еще на один нюанс, связанный с особенностями конструкции. Существует немало примеров, когда при подключении соединительной шины возникали проблемы. Объяснение этому только одно – неправильно подобранная гребенка, особенно к этому критична брендовая продукция, например, ИЭК, Hager, АВВ и т.д

Объяснение этому только одно – неправильно подобранная гребенка, особенно к этому критична брендовая продукция, например, ИЭК, Hager, АВВ и т.д.

Приведем наглядный пример на основе устройств АВВ. В быту чаще всего используются две серии устройств S200 и «упрощенный» вариант S200L. Так вот, каждому типу устройства предназначена своя модель шины, а именно PSH для первых и PS для вторых. Попытка использовать соединитель другого устройства приведет к тому, что ответвления не полностью войдут и будут открыты, создавая опасность поражения током. Что касается продукции из Поднебесной, в большинстве случаев, ею вообще не удастся произвести соединение. Связано это с тем, что шаг отводов АВВ 17,5 мм, а у китайских – 18 мм.

Поэтому, чтобы не возникли проблемы с монтажом, приобретайте гребенки и защитные устройства одного производителя. Но даже в этом случае, как мы увидели на примере продукции АВВ, консультация со специалистом не будет лишней.

Общие сведения о соединительных шинах для автоматов

 Изделие представляет собой цельную литую конструкцию компактных размеров, состоящую из не токопроводящей пластины, на которой на одинаковом расстоянии расположено определенное количество зубьев (штырей) из токопроводящего материала. Они изготавливаются из меди. Гребенчатая соединительная шина крепится на DIN рейку 35 мм или на панель щита или щитка квартирного с помощью винтов. Поставляются такие изделия обычно в комплекте с заглушками, что дает возможность отрезать лишние выступы.

Классификация

Шины соединительные для автоматов классифицируют по таким признакам:

  • в зависимости от типа подключаемых устройств (одно-, двух-, трех- и четырехполюсные);
  • форме отводов (штыревые и вилочные);
  • шагу расположения отводов (18 и 27 мм);
  • количеству зубьев (от 12 до 60).

Гребенчатые шины в зависимости от типа подключаемых автоматов и УЗО визуально различают по количеству пластин, имеющихся в конструкции изделия. Их столько, сколько полюсов в автоматах. Поэтому их подбирают, учитывая этот фактор. Например, однополюсные гребенки применяют для подключения однофазных автоматов, а четырехполюсные для подсоединения в электрическую цепь трехфазных устройств на 4 полюса (ноль и 3 фазы).

Отводы штыревой формы чаще всего используют для подсоединения электроустановочных устройств. Их принято обозначать английскими буквами pin. Отводы вилочной формы, обозначаемые буквами fork, используются только с устройствами, имеющими в конструкции зажим, специально предназначенный для такого подсоединения.

Сечение отводов составляет 16 мм2, что позволяет пропускать ток не более 63А.

Отводы должны полностью входить в гнезда устройств. Установка шины соединительной гребенчатой выполняется с учетом количества автоматов. Если имеются лишние зубья, то лишний кусок изделия должен удаляться с помощью соответствующего инструмента. При этом, изоляционная пластина должна заходить за последний контактный зуб. Поэтому рекомендуется резать не по прямой линии, а сначала медную часть, а затем изоляционную пластину.

Ставится гребенка и штыревая и вилочная сверху подключаемых модульных автоматов

Затем с помощью винтов крепления контактов надежно и прочно зажимается. Питание подводят к одному из концов гребенки. После этого подключают провода к выключателям, идущие к устройствам, потребляющим электрическую энергию. Затем необходимо обязательно проверить правильность подключения. Оно должно соответствовать принципиальной электрической схеме. И только после всех этих действий подается питание. Электромонтажные работы считаются оконченными.

Достоинства применения гребенок следующие:

  • соединения получаются аккуратные и качественные;
  • отсутствует нагромождение проводов;
  • упрощается обслуживание и ремонт;
  • нет нагрев в месте контакта;
  • возможность подключения одно- и полторамодульных устройств;
  • выдерживают нагрузку в 63А.

У гребенчатых соединительных шин есть и недостатки. К ним относят:

  • необходимость выбора гребенки производителя, выпускающего автоматы и УЗО;
  • при ремонтных работах потребуется отключение питания всех подсоединенных к шине устройств;
  • при необходимости добавить новые автоматы придется заменять гребенку;
  • при выходе из строя одного автомата придется демонтировать шину и ослабить контакты на всех подключенных устройствах.

Достоинства и недостатки

К преимуществам использования соединительных гребенок на основе меди следует отнести:

  • Простота и высокая скорость сборки.
  • Получение качественного и надежного электрического соединения.
  • Снижение общего количество контактов в два раза, что повышает надежность образующихся соединений.

При установке типовых перемычек, сделанных из электромонтажных проводов, на один зажим приходится сразу два оголенных контактных конца. При использовании же гребенки однофазной, например, используется всего один зубец (отвод).

Специалисты по монтажу по-своему решают проблему экономии контактов – они соединяют автоматы не отдельными перемычками, а сплошным проводом. Для этого в зонах электрических соединений делаются петли с нужным радиусом изгиба.

К недостаткам способа подключения, при котором используются шины электрические соединительные, относят:

  • Неудобство замены прибора автоматической защиты, поскольку в этом случае приходится снимать всю гребенку целиком.
  • Невозможность добавления еще одного автомата (для этого потребуется новая ее размерность).

Одно из возможных решений проблемы второго случая – заблаговременно установить в щиток резервные приборы с часто используемыми номиналами 10 и 16 Ампер. Их выводные контакты до определенного момента времени оставляются незадействованными, а сами они постоянно остаются в выключенном состоянии.

Виды соединительных шин для электропроводки дома

Если вы хотите подобрать подходящую соединительную шину для проводки своего дома, одних знаний параметров будет недостаточно. Следует также разбираться в типах этих устройств. Соединительные шины отличаются с точки зрения конструкции, распределения контактов, а также применения в выбранных условиях. Например:

  • Гребенчатая проволочная шина — используется для горизонтального и вертикального соединения выключателей остаточного тока и максимального тока. На рынке можно найти устройства с 1-м, 2-мя, 3-мя и даже четырьмя полюсами. Следует отметить, что этот тип соединительных шин также существует в двух- и трехрядном исполнении, а также в виде штифтов — они отличаются возможностью простым и быстрым монтажом и усиленной конструкцией;
  • Терминальные шины — это особые вилочные соединения, которые обычно изготавливаются из меди. Их устанавливают с разветвленным подключением к главной цепи. Этот тип шин может продаваться в одно-, двух- и трехфазной форме — когда речь идет о количестве модулей, продукт продается в короткой модели (от 4 до 12 модулей) и длинной (количество модулей часто превышает 50). Лопастные шины обычно имеют защитное изоляционное покрытие, поэтому их можно успешно использовать как часть электроустановки в быту, а также в промышленности или даже в строительстве;
  • Стержневые шины — в них контакты имеют форму палочек (по форме напоминающих стержни), у этих типов соединительных шин, обычно, предусмотрено большое количество модулей, они также относительно длинные. Вот почему их часто применяют в промышленности, металлургии и строительстве. Сращивание штифтов присутствует на рынке в вертикальном, горизонтальном, одиночном и нескольких рядах, а также имеет несколько фаз. Имейте ввиду, что некоторые модели не подходят для работы с устройствами, имеющими дополнительные контакты и тип дорожек.

Клеммы

Для удобства подключения внешних устройств, в щите устанавливаются проходные клеммы.

На что стоит обращать внимание при выборе клемм, так это в первую очередь на сечение провода, который будет заходить. В обозначении клеммы должно указываться максимально возможное сечение проводника, то есть, если указано максимальное сечение 2,5мм2, то можно использовать провод и 0,75мм2 и 1,5мм2 и 2,5мм2, а вот 4мм2 завести будет уже очень проблематично

В щитовом оборудовании применяются клеммы двух типов — винтового либо пружинного, которые в свою очередь, в зависимости от производителя, имеют конструктивные отличия. Обычно для цепей управления, сигнализации чаще применяются пружинные клеммы, для силовых цепей используются только винтовые. Хотя некоторые считают, что винтовые клеммы надежнее в любом случае.

Также стоит сказать, что в шкафах часто применяются двухуровневые и трехуровневые клеммы, это значительно экономит место на монтажной панели, а также клеммы с держателем предохранителей и индикацией, благодаря которой можно быстро определить неисправность предохранителя.

Нельзя не упомянуть и про токовые клеммы с размыкателями, которые используются в случае необходимости проведения измерений, подключения приборов и других целей где требуется размыкание цепей. Например, с их помощью можно закорачивать токовые цепи для оперативной замены счетчиков либо амперметров, при этом нет необходимости отключения линии.

Цветовое исполнение корпуса клемм различается в зависимости от применения. Чаще всего используются три цвета — серый, синий и желто-зеленый. Синие применяются для подключения нейтрали, желто-зеленые для защитных заземляющих проводников. Для всех остальных — серые. Заземляющие клеммы PE имеют металлический контакт, обеспечивающий электрическое соединение клеммы с DIN-рейкой.

При использовании проходных клемм не забывайте о торцевых заглушках, маркировке, специальных клеммных перемычках.

От проходных клемм перейдем к модульным распределительным блокам, или кросс-модулям, служащим для подключения вводной линии и распределения питания на отходящие линии.

Конструкция кросс-модуля состоит из нескольких шин, изолированных друг от друга, выполненных из меди, либо латуни. Шины имеют отверстия под винтовые зажимы, благодаря которым обеспечивается коммутация проводов, причем эти отверстия разного диаметра под различное сечение провода.

Вся эта конструкция расположена в пластиковом корпусе с крышкой, обеспечивающей защиту от случайного проникновения посторонних предметов.

Для присоединения нейтральных проводников N может применяться отдельная шина на пластиковом изоляторе, с креплением на DIN-рейку. Такая же шина применяется и для заземляющих проводников PE, но в этом случае изолятор не используется, крепление шины осуществляется прямо к монтажной панели.

Также для подключения модульного оборудования в щитах применяются соединительные шины «гребенки», правда в основном они используются в распределительных щитах.В щитах управления, в силу своей специфики, они не получили такого распространения. Но вещь удобная, значительно упрощает процесс монтажа и экономит время, по возможности используйте. Подробнее о них можно узнать из этой статьи.

Конструктивные особенности

Для начала рассмотрим конструкцию гребенки. Изделие состоит из медной пластины, помещенной в пластиковую изоляцию, не поддерживающую горение. От этой пластины отходят специальные подводы, благодаря которым и происходит соединение автоматов в щитке. Количество пластин соответствует количеству полюсов.

Учтите, существуют гребенки с шагом 18 и 27 мм. Первые предназначены для коммутации АВ, шириной, равной одному модулю. Соответственно 27 мм — это ширина в 1,5 модуля

Обращайте внимание на этот момент при выборе распределительной шины для собственных условий!

По количеству полюсов соединительные шины делятся на однополюсные, двухполюсные, трехполюсные и четырехполюсные. У каждого варианта исполнения свое назначение. К примеру, однополюсная гребенка использует для подключения однофазного автоматического выключателя, а четырехполюсная, соответственно, для монтажа трехфазных УЗО на 4 полюса (три фазы и ноль).

Количество отводов может составлять от 12 до 60, поэтому применение гребенок для соединения двух электрических автоматов не является рациональным решением. Целесообразно использовать распределительную шину при сборке больших щитков.

Сами отводы могут быть штыревыми (маркировка pin) или же вилочными (fork). Первые используются гораздо чаще, т.к. вилочные отводы подходят не для все автоматов, для них нужен специальных зажим.

Последняя конструктивная особенность, о которой хотелось бы рассказать – поперечное сечение отводов. Как правило, отводы изготавливают сечение 16 мм.кв., чего вполне достаточно для того, чтобы выдержать токовую нагрузку в 63 А.

Разновидности гребенок

Не существует универсальной соединительной шины, подходящей под любые автоматические выключатели. Автоматы обладают отличающимися габаритами, количеством выводов и прочими характеристиками. Поэтому и гребенки бывают самыми разнообразными.

По форме контактов выделяются 2 вида гребенчатых шин:

  1. Штыревой (зубчатый). Универсальный контакт, подходящий к любым автоматам.
  2. Вилкообразный. Используется там, где шину необходимо зажимать под винты.

Гребенки отличаются по длине, то есть по количеству автоматов, которые к ним возможно подключить. При необходимости слишком длинную шину допустимо укоротить ножовкой. Но предпочтительней использовать изделия на стандартное количество автоматов:

  • 12;
  • 24;
  • 36;
  • 48.

Есть отличия и в количестве подключаемых фаз. С этой точки зрения соединительные шины бывают следующих типов:

  1. На 1 полюс (1P). Используется для подключения однофазных групповых автоматов.
  2. На 2 полюса (2P). УЗО, дифавтоматы и любые другие устройства, требующие подключение фазы и нуля.
  3. На 3 полюса (3P). Используются для подключения трехфазных групповых автоматов.
  4. На 4 полюса (4P+N). Трехфазные автоматы и устройства, для работы которых необходим нулевой провод (трехфазные УЗО).


Штыревая соединительная шина для трехфазной сети

Правила монтажа

При установке соединителей необходимо руководствоваться правилами по электромонтажу, касающимися подобных устройств. За счет этого повышается безопасность и надежность электрооборудования. Основные принципы монтажа таковы:

  1. Перед установкой гребенки необходимо убедиться в механической целостности межфазной изоляции. Прозвонить выводы мультиметром на предмет КЗ. Это уменьшит риск межфазного замыкания.
  2. Пластиковая выступающая часть гребенчатой шины должна находиться со стороны рычага автомата и полностью закрывать проводящие части. Гребенка устанавливается так, чтобы медные выводы были недоступны для касания обслуживающим персоналом.
  3. Некоторые модели автоматических выключателей имеют 2 вида клеммников. Одни предназначены для подключения штыревых гребенок, другие для вилочных. Перед монтажом необходимо выяснить с чем именно вы имеете дело.
  4. Вилочные гребенки применяются на токах до 63 А. Перегрузка изделия приведет к нагреву, расплавлению изоляции и межфазному КЗ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: