Гребенка для автоматов

Нужны ли перемычки для автоматов в щитке

Соединение посредством перемычки, осуществляется в тех случаях, когда автоматов немного и расположены они близко друг к другу. Для более глобальных схем применятся так называемая гребенка. Однако в электротехнике работать с этим вопросом могут лишь специалисты. Способы достаточно похожи между собой. Разнится лишь принцип реализации. Соединить таким образом можно, как однофазные, так и трехфазные системы. Однако для того, чтобы процедура действительно увенчалась успехом, необходимо правильно подобрать перемычку соответствующей длины и сечения. Изготовить подобное изделие можно и самостоятельно!

Для этого потребуются:

  • Провод подходящего диаметра;
  • Плоскогубцы;
  • Изолирующий материал;
  • Базовые навыки работы с электрикой.

Процесс начинается с зачистки проводов от кожуха, примерно на 1 см. Делать это нужно очень аккуратно для того, чтобы не повредить жилы. В противном случае даже микроскопическая трещина может привести к тому, что система из перемычек просто не сработает. Проводить работы придется повторно, используя уже новый отрез материала.

После того, как контакты будут правильно заизолированы, их можно будет смело крепить в автоматы. Система будет работать именно так, как и положено.

Особенности и правила монтажа

Типовая шина гребенчатая монтируется в границах вводного или распределительного щитка очень просто, не вызывая особых затруднений у исполнителя. Однако в этом деле имеется целый ряд нюансов, учитывать которые при монтаже гребенки для автоматических выключателей нужно обязательно.

Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку.

Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях:

Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления.
При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины.
При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания.

Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины.

Шина для автоматов (Гребенки). Виды и применение. Особенности

Во время сборки и монтажа распределительных щитов возникает множество сложных моментов, особенно при подключении групп автоматов и защитных устройств. Существуют различные приспособления, значительно упрощающие эту работу, к примеру шина для автоматов (гребенка). До недавнего времени для подключения нескольких электрических автоматов в щитке от одной линии питания, электромонтеру приходилось изготавливать несколько перемычек из изолированного провода заданного сечения.

Этот способ соединения между собой автоматов имеет серьезный недостаток в том, что при выходе из строя одной перемычки, следующие за ней автоматические выключатели, не будут получать электроэнергию. Такая ситуация может произойти в результате некачественного контакта перемычки и ее отгорания.

Также в качестве недостатков соединения самодельными перемычками можно отметить:
  • Значительное повышение времени установки, так как необходимо отмерять куски проводов по длине, изгибать их, очищать от изоляции, опрессовать наконечники.
  • Нарушение эстетики внешнего вида в распределительном щите из-за большого количества проводов.
  • Проводные перемычки часто мешают установке устройств, которые должны находиться выше автоматов на DIN-рейке.

Такую ситуацию может исключить шина для автоматов, которая специально разработана для соединения группы параллельных устройств в виде устройств защитного отключения или автоматических выключателей. Ее часто называют гребенкой или гребенчатой соединительной шиной, из-за ее внешнего вида.

Особенности конструкции и виды

Однополюсная шина для автоматов имеет простое устройство, состоящее из медной шины (а) и изолятора (b).

Гребенки делятся в зависимости от типа подключаемых устройств на следующие виды:

Количество пластин в гребенчатой шине соответствует числу полюсов. Каждый вид соединительных шин применяется для своих целей. Например, однополюсные соединители применяют для подключения 1-фазных автоматов, а 4-полюсные – для 3-фазных устройств на четыре полюса (3 фазы + ноль).

Существуют гребенки с разным шагом: 18 мм и 27 мм. С меньшим шагом служат для подключения одномодульных автоматов. Ширина одного модуля равна 18 мм. Гребенки с шагом 27 мм предназначены для подключения автоматических выключателей в 1,5 модуля (18 х 1,5 = 27 мм).

Схема подключения автоматов в щитке

Схема щитка в квартире — один из главных моментов, но прежде чем разбираться с нею, давайте посмотрим какие элементы входят в конструкцию. Чтобы вам были понятны обозначения и состав монтажной схемы.

Обычно при монтаже щитка используют:

Вводной автомат. Он ставится на защиту всего контура проводки. Жилы основного входящего кабеля подсоединяются к клеммам вводного автомата. Для удобной работы с электрощитом перед вводным автоматом часто устанавливают рубильник. Он позволяет обесточить всю сборку для замены элементов, безопасной профилактики и полностью отключает электроснабжение квартиры или дома. В этом случае питающий кабель заводят на рубильник.

Счётчики электроэнергии. Устанавливается после вводного автомата и считает расход электроэнергии в доме или квартире. Иногда счётчик стоит отдельно, до щитка, вместе с автоматом отключения. Например, на площадке многоквартирного дома.

Устройство защитного отключения (УЗО). УЗО в схеме может быть как одно, установленное после счётчика, например, в однокомнатной квартире с небольшой нагрузкой. Или ставят несколько УЗО на отдельные линии с большим потреблением (на электроплиту, стиральную машину, кондиционер).

Автоматы линейные. Нужны для отдельных линий на разные помещения, бытовую технику и освещение. Разрывают цепь, если обнаруживают перегруз по току или замыкание, защищают от повреждения проводку и подключённую технику. Срабатывание автомата может предотвратить пожар из-за нагрева и возгорания провода.

Дифавтомат защиты. Может ставиться вместо пары автомат + УЗО на отдельных линиях питания электроприборов.

DIN-рейка. Крепится на заднюю стенку корпуса электрощита. В зависимости от габаритов шкафа, количество din-реек и возможное число устанавливаемых модулей может быть разным. Чтобы не ошибиться с покупкой корпуса щита по числу модулей, надо составить монтажную схему.

Соединительные шины. Нужны для расключения электрического щитка и соединения рабочих нулей и проводов заземления. В щитке используются как нулевые шины-клеммники, так и заземляющие.

Распределительные шины. Устанавливаются для «связки» линейных автоматов, УЗО, дифавтоматов. Шины-гребёнки имеют надёжную изоляции и позволяют быстро и безопасно соединять ряд автоматов через входной клеммник. Могут использоваться как для токового проводника, так и для рабочего нуля.

Описание

В зависимости от приспособлений, которые подсоединяются, рассматриваемые детали подразделяются на несколько разновидностей по полюсам (от 1 до 3). В соединительной гребенке для автоматов число пластин и полюсных окончаний идентично. При этом каждый из соединителей предназначается для выполнения конкретных задач. Например, однофазные модели служат для подключения аналогичных выключателей, 4-полюсные версии агрегируют с трехфазными приборами.

Указанные изделия обладают различным показателем шага (от 18 до 27 миллиметров). Меньшие варианты ориентированы на взаимодействие с одним модулем. Шаг 27 мм служит для подсоединения полуторных модульных потребителей. При помощи гребенок реально смонтировать одновременно комплект автоматов (от 12 до 60 штук). По этой причине использование подобных приспособлений неактуально для соединения одной пары устройств. Оптимальный вариант – применение в распределительных щитах с множеством контактов.

Гребенки соединительные шины для автоматов в Москве

Шина соединительная (гребенка) 1-полюсная 63А 53 модуля.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 4-фазная 100А (1м).

Шина соединительная типа PIN для диф. автоматов 63A 108.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 1P до 63А (длина=0.

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 2Р 63А (дл.1м).

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 3Р 100А(дл. 1м.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 1Р 63А (дл.1м) ИЭК

Шина соединительная двухрядная до 63 А (PIN- штырь) дли.

IEK Шина соединительная типа PIN (12 штырей) 3Р 63А 22.

Шина соединительная 3П 63А PIN (штырь) 12PIN (инд. упак.

Шина соединительная типа PIN 63A 54 мод. для диф. автом.

Шина соединительная (гребенка) PIN 1-фазная 63А ( 1м ).

Шина соединительная (гребенка) PIN 3-фазная 63А ( 1м ).

Шина соединительная трехфазная 100А 1метр PIN (Штырь) (.

Шина-гребенка 12 модулей Светозар 49802

YNS21-3-063 IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 3Р.

Шина-гребенка типа PIN (штырь), 12 модулей, серый, 1P.

Шина IEK соединительная, типа PIN (штырь), 1Р, 63А, дли.

Шина соединительная (гребенка) Legrand 1 фазная на 12 а.

Шина соединительная для автоматов ( гребенка ) 220в 54.

Шина соединительная (гребенка) PIN 1P 63A IEK

Шина соединительная (гребенка) 1Р на 12 модулей(22 см.).

Шина соединительная OBI тип pin трехфазная

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3Р 63А (дл.1м) ИЭК.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3-фазная 100А (1м).

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 2Р 100А(дл. 1м.

Шина соединительная 2П 100A PIN (штырь) 1м. TDM

Шина соединительная (гребенка) PIN 3-фазная 63А ( 1м ).

Шина-гребенка 12 модулей Светозар 49803

Шина-гребенка для автоматических выключателей, одинарна.

Iek YNS21-2-063 Шина соединительная типа PIN (штырь) 2Р.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3P до 63А (длина=1.

Шина соединительная 1П 100A PIN (штырь) 1м. TDM

Шина соединительная (гребенка) Legrand PIN 1p 63А 13 мо.

Шина соединительная (гребенка) PIN 2-полюсная 63А ( 1м.

PSH 2/12 ABB Шина соединительная для дифф. автоматов 2P

Шина соединительная (гребенка) PIN 2P 63A IEK

Шина соединительная (гребенка) 3Р на 12 модулей(22 см.).

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3-фазная 100А (1м).

Шина соединительная трехрядная до 63 А (PIN- штырь) дли.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 1P до 63 А на 12 а.

Шина-гребенка 12 модулей Светозар 49803

Шина-гребенка 12 модулей Светозар 49802

Гребенчатая шина PS3/12 3-полюсная 12мод. 63А ABB (2CDL.

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 4Р 63А (дл.1м).

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 1Р 63А (дл.1м).

Шина соединительная типа PIN 63A 108 мод. для диф. авто.

Шина соединительная (гребенка) 3-полюсная 63А 12 модуле.

Шина соединительная однорядная до 63 А (PIN- штырь) дли.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 1Р 63А (дл.1м) ИЭК.

Шина соединительная 1П 63А PIN (штырь) 1 м. TDM

Шина-гребенка для автоматических выключателей, одинарна.

Шинная разводка 2-фазн. 56мод 10мм2 BML11256 для автома.

Шинная разводка 2-фазн. 12мод. 63А PS2/12 для автоматов.

Шина-гребенка типа PIN (штырь), 12 модулей, белый, 1P.

Шина соединительная Iek PIN 3ф 63А 12 мод. (дл.22см)

Шина соединительная ABB тип PIN штырь 3-рядная до 63А н.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 2Р 63А (дл.1м) ИЭК

Шина соединительная 1 фазная гребенка на 6 модулей медн.

Шина соединительная “IEK”, PIN 1ф 100А, длина.

Соединительная шина тип PIN (штырь), 1-фазная, 63А (SQ0.

Шина соединительная (гребенка) 3-полюсная 63А 54 модуля.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3P до 63А (длина=1.

Шина соединительная 1П 63А PIN (штырь) 12PIN (инд. упак.

Читайте далее:

Гребенка для автоматических выключателей

Гребенка для теплого пола принцип работы

Как соединить автоматы между собой

Соединительные клеммы для электрической проводки

Муфта электрическая соединительная кабельная

Что лучше: жесткий или гибкий провод в монтаже распределительного щитка?

Главным отличием жестокого провода, применяемого для электрощита от гибкого является возможность гибкого провода изгибаться в нужном направлении до 12 раз (снижается со временем), а также лёгкость, с которой он гнётся.

Как правило, для подключения автоматики в распределительном щите, профессиональные электромонтажники используют гибкий провод ПуГВ. Так как с ним удобнее работать. При работах, самостоятельно выполняемых жильцами или неквалифицированными шабашниками, весьма часто применяют жёсткий провод.

И в первом, и во втором случае можно добиться требуемого качества сборки. Однако, более эстетично смотрится монтажная схема, собранная с использованием гибкого провода.

Достоинства и недостатки

К недостаткам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:

  1. постоянная потребность отключения питания при необходимости провести ремонт или обслужить устройство, что создает определенные неудобства;
  2. трудности в осуществление модернизации щитка. Если потребуется монтаж вспомогательного устройства — нужна будет смена соединительной гребёнки или установка переходной перемычки. Но это может оказать негативное влияние на свойство контактов;
  3. смена 1-го перегоревшего автоматического выключателя потребует открепления каждого контакта на каждом устройстве, но по-другому демонтаж шины может не выйдет;
  4. из-за того, что разные компании-производители в большинстве случаев могут допускать расхождение в габаритах и инструкционных объемов, появляется потребность устанавливать соединительные шины только лишь одной компании-изготовителя вместе с устройством, которое планируется подключить. Выбор разных фирм может привести к тому, что электрическое подключение будет невозможно, ведь штырь может просто не достать до зажимного контакта;
  5. использование самодельных перемычек, состоящих из провода и изоленты, при подключении автоматов может обойтись гораздо дешевле, чем использование соединительной шины. Но этот недостаток относится к продукции известных брендовых фирм-производителей;
  6. использование соединительной гребенки бессмысленно при подсоединении 1-го либо нескольких автоматов. Причиной этого служит то, что она рассчитана на количество модулей — более шести.

Одними из самых популярных гребенок на российском рынке являются гребёнки фирмы ABB (абб или abb). Это шведско-швейцарская фирма, расположена в Цюрихе.

К достоинствам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:

  1. простота использования и высокая скорость сборки;
  2. гарантирует высококачественное, а также безопасное гальваническое соединение, так как клемма может зажимать только один контакт (исключением является первая клемма, в которую вводится питание от линии использованной pin-шины, а fork-шина лишена и этого недостатка).
  3. снижает общее количество контактов в 2 раза, и за счет этого повышается надежность образующихся соединений, исключается возможность чрезмерного нагревания мест контакта;
  4. неотъемлемым достоинством является свойство коммутации, контакт с ответвлением жилы в разы лучше, чем применение моножильного кабеля в качестве перемычки. Использование гребенки почти исключает перегрев контактной площадки;
  5. чаще всего шины соединительной гребенки на шесть модулей рассчитаны на нагрузку 63 А. Для того, чтобы провод мог выдерживать данную нагрузку, он должен иметь сечение минимум 16 квадратных миллиметров, а это ощутимо делает работу с ним сложнее;
  6. благодаря гребенке в щитке уменьшается количество проводов, что влияет на опрятность разводки, а также ее показательность. Это упрощает возможность разобраться в ней, если появится такая потребность. Применение гребенки позволяет самостоятельно осуществлять высококачественную разводку.

Использование гребенки для автоматов делает монтаж в распределительном щите в разы проще и быстрее, и этот факт является главным плюсом.

Фото применения нулевых шин

  • Ретро проводка в деревянном доме: расчет параметров, проектирование, монтаж и подбор винтажных элементов. 165 фото стильных идей
  • Греющий кабель для водостока и крыши: выбор и установка саморегулирующегося антиобледенительного нагревателя своими руками (135 фото + видео инструкция)
  • Виды электрических кабелей и проводов: устройство, назначение, маркировка и характеристики основных видов кабелей используемых в домах и квартирах (150 фото)
  • Способы прокладки кабелей в траншеях: пошаговая инструкция по прокладке и монтажу силовых кабелей в земляных траншеях (140 фото)
  • Виды кабельных каналов и кабельных коробов: типы, размеры и материал изготовления. 120 фото и видео монтажа кабель канала
  • Как правильно сделать скрутку проводов? Как сделать надежное и безопасное соединение своими руками (155 фото)

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин

Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов

К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

Целесообразность применения с учетом достоинств и недостатков

В первую очередь рассмотрим плюсы от применения гребенки:

  1. Бесспорное качество коммутации, контакт с ответвлением жилы намного надежней, чем при использовании моножильного провода в качестве перемычки. Соответственно, практически исключается перегрев контактной площадки и связанные с этим многочисленные проблемы.
  2. В большинстве случаев шины гребенки на шесть модулей и более рассчитаны на нагрузку 63А (ГОСТ Р 50030.5.1-99). Чтобы провод выдерживал такую нагрузку, у него должно быть сечение не менее 16мм 2 , что существенно усложняет работу с ним.
  3. В щитке сокращается количество проводов, это отражается на аккуратности разводки и ее наглядности. Соответственно, при необходимости, разобраться с ней не составит труда. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на рисунок 7.

Рисунок 7. Если применять гребенку, самостоятельно выполнить качественную разводку сможет каждый

Безусловно, любое решение имеет свои слабые стороны, в рассматриваем случае к ним относятся следующие особенности:

  1. Часто возникают проблемы, при попытке установки защитных устройств разных брендов. Это может быть связано с габаритами приборов, разным уровнем расположения контактных площадок и другими различиями в конструкциях. В результате, соединить между собой разнотипные АВ не представляется возможным.
  2. Проблемы в случае ремонта. Если требуется заменить вышедшее из строя устройство, понадобиться ослабить крепление на всех отводах, в противном случае снять гребенку для демонтажа не получится.
  3. С модернизацией щитка также возникают проблемы. Например, когда возникнет необходимость поставить дополнительно еще один однополюсный прибор, потребуется замена шины, либо устанавливается переходная перемычка, что негативно отразится на качестве контакта.
  4. При ремонтных работах или модернизации возникает необходимость обесточивать все подключенные к гребенке устройства, в некоторых случаях это может вызвать проблемы.
  5. Стоимость такого решения значительно выше, чем использование перемычки из моножильного провода, особенно если речь идет о брендовой продукции.

Говоря о целесообразности применения, то следует заметить, что для подключения двух-пяти устройств применять гребенку не имеет смысла, Поскольку большинство производителей практически не выпускают шины рассчитанные менее, чем на 6 модулей, они придерживаются того же мнения.

Достоинства и недостатки

К недостаткам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:

  1. постоянная потребность отключения питания при необходимости провести ремонт или обслужить устройство, что создает определенные неудобства;
  2. трудности в осуществление модернизации щитка. Если потребуется монтаж вспомогательного устройства — нужна будет смена соединительной гребёнки или установка переходной перемычки. Но это может оказать негативное влияние на свойство контактов;
  3. смена 1-го перегоревшего автоматического выключателя потребует открепления каждого контакта на каждом устройстве, но по-другому демонтаж шины может не выйдет;
  4. из-за того, что разные компании-производители в большинстве случаев могут допускать расхождение в габаритах и инструкционных объемов, появляется потребность устанавливать соединительные шины только лишь одной компании-изготовителя вместе с устройством, которое планируется подключить. Выбор разных фирм может привести к тому, что электрическое подключение будет невозможно, ведь штырь может просто не достать до зажимного контакта;
  5. использование самодельных перемычек, состоящих из провода и изоленты, при подключении автоматов может обойтись гораздо дешевле, чем использование соединительной шины. Но этот недостаток относится к продукции известных брендовых фирм-производителей;
  6. использование соединительной гребенки бессмысленно при подсоединении 1-го либо нескольких автоматов. Причиной этого служит то, что она рассчитана на количество модулей — более шести.

Одними из самых популярных гребенок на российском рынке являются гребёнки фирмы ABB (абб или abb). Это шведско-швейцарская фирма, расположена в Цюрихе.

К достоинствам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:

  1. простота использования и высокая скорость сборки;
  2. гарантирует высококачественное, а также безопасное гальваническое соединение, так как клемма может зажимать только один контакт (исключением является первая клемма, в которую вводится питание от линии использованной pin-шины, а fork-шина лишена и этого недостатка).
  3. снижает общее количество контактов в 2 раза, и за счет этого повышается надежность образующихся соединений, исключается возможность чрезмерного нагревания мест контакта;
  4. неотъемлемым достоинством является свойство коммутации, контакт с ответвлением жилы в разы лучше, чем применение моножильного кабеля в качестве перемычки. Использование гребенки почти исключает перегрев контактной площадки;
  5. чаще всего шины соединительной гребенки на шесть модулей рассчитаны на нагрузку 63 А. Для того, чтобы провод мог выдерживать данную нагрузку, он должен иметь сечение минимум 16 квадратных миллиметров, а это ощутимо делает работу с ним сложнее;
  6. благодаря гребенке в щитке уменьшается количество проводов, что влияет на опрятность разводки, а также ее показательность. Это упрощает возможность разобраться в ней, если появится такая потребность. Применение гребенки позволяет самостоятельно осуществлять высококачественную разводку.

Использование гребенки для автоматов делает монтаж в распределительном щите в разы проще и быстрее, и этот факт является главным плюсом.

Основные схемы соединения автоматических выключателей в РЩ

На данной схеме показано соединение автоматов в однофазной сети, автоматические выключатели 4-7-8-9-10-11 логично соединить однополюсной шиной.

Наименование Цена
Шина гребенка 1-фазная 63А ( 1м ) 600 руб.
Шина PIN 3-фазная 63А ( 1м ) 1600 руб.
Шина медная 3-фазная 100А ( 1м ) 1400 руб.

Одним из недостатков шинного соединения считается высокая цена, надо учитывать, что надежность соединений обеспечивает долговременную безаварийную эксплуатацию, что вполне окупает эту стоимость.


В данной схеме УЗО и защитные автоматы рекомендуется разместить на одной дин-рейке и соединить на входе четырехполюсной шиной.

Конструкция соединительных шин

Шина трехфазная изолированная вилочная

В отличие от однополюсных приборов, где перемыкаются по одному фазному контакту, в конструкции шины трехфазной соединительной предусмотрены четыре изолированные гребенки с фиксируемыми штырями. С их помощью фазные контакты соединяются на 3-х и 4-х полюсных автоматах, а также на устройствах защитного отключения, рассчитанных на 380 Вольт. Четвертый ряд используется для объединения нулевых клемм при расключении нескольких групповых или линейных УЗО.

При проведении аналогичных операций в 3-х полюсных автоматах, куда заводятся только фазы, контактные отводы четвертого соединительного ряда просто отгибаются.

При установке вместо двух защитных устройств полностью заменяющего их 4-х полюсного дифференциального автомата отводы гребенки подключаются ко всем задействованным в схеме контактам.

Известные образцы трехфазных шинных соединителей имеют исполнения, отличающиеся шагом между отводами в каждом из 4-х рядов (18 мм и 27 мм). Первое из них востребовано при объединении автоматов в одномодульном исполнении: общее число занимаемых мест – 3 или 4. Вторая более редкая разновидность выбирается при ширине корпуса в 1,5 модуля: занимаемая длина – 4,5 или 6 посадочных мест. Конструкция медных соединительных шин позволяет устанавливать пакет автоматов с общим числом штырей от 12 до 60-ти штук.

При знакомстве с конструкцией медной рейки также важно учитывать ее рабочее сечение, которое, согласно нормативам, должно быть не менее 16 кв. мм. Подтверждением эффективности применения этих электротехнических изделий является приблизительный расчет объема проводников, сэкономленных при использовании шин

Подтверждением эффективности применения этих электротехнических изделий является приблизительный расчет объема проводников, сэкономленных при использовании шин.

Характеристики гребёнчатых шин

Принцип действия данного электромонтажного приспособления прост – цельнолитая медная пластина в негорючей пластиковой изоляции, с отводами, расположенными соответственно размерам модулей, вставляется в монтажные гнёзда автоматов и фиксируется зажимными винтами.

В зависимости от типа подключаемых модулей (однофазные, фаза + ноль, трёхфазные, три фазы + ноль), выпускаются гребёнки с соответствующим количеством шин внутри защитного пластикового корпуса, маркируемые следующим образом:

  • Однополюсные (L1) – 1Р;
  • Двухполюсные (L+N или L1+L2) – 2Р; 
  • Трехполюсные (L1+L2+L3) – 3Р;
  • четырехполюсные (L1+L2+L3+N) – 4Р. 

Количество отводов в данных гребёнках стандартизировано:

  • 12;
  • 24;
  • 36;
  • 48;
  • 60.

Поперечное сечение наиболее популярной шины составляет 16мм², с расчётом на ток до 63А. 

Подключение модулей при помощи гребёнок

При подключении необходимо до предела отвинтить все подключаемые зажимы на модулях, после чего вставить гребёнку и закрутить винты, придерживая каждый автомат, чтобы его не перекосило.

Подвод питающего провода вставляется в крайнее (или любое другое) монтажное гнездо и зажимается вместе с отводом шины.

Для этих целей также выпускаются отдельные клеммы.
Если требуется подключить меньшее количество модулей, то ненужную часть гребёнки отрезают. На пластиковом корпусе у некоторых изделий наносится рисунок, как это делается.

Также в защитном коробе для этих целей предусмотрены прорези. Нужно немного сдвинуть шину при обрезке, чтобы потом образовался выступ изоляции с обеих сторон – данная мера предотвратит поражение при случайном касании торца гребёнки, которую дополнительно изолируют при помощи заглушки или изоленты.

Следует очень скрупулезно очистить гребёнку от металлической стружки после обрезки во избежание короткого замыкания между шинами, поэтому рекомендуется вынимать их из короба и обрезать все части отдельно.

Особенности устройства гребёнок

У гребёнок, у которых больше чем один полюс, отводы на шинах изогнуты таким образом, чтобы все они находились в одной плоскости, тем самым обеспечивая возможность подключения.

У соединительных шин имеются два типа отводов:

  • Штыревые, подходящие практически для любого модульного автомата; 
  • Вилочные, предназначающиеся для подключения в специальный зажим под затягиваемый винт. Данный зажим имеется не у всех модулей, поэтому следует быть внимательным, выбирая изделие. 

Недостатки

Недостатком данного соединительного устройства является трудность, а иногда и невозможность подключения модульных автоматов от разных производителей, у которых отличается высота модуля – меньший автоматический выключатель просто не достанет до отвода.

Также наблюдаются трудности при замене автомата – приходится обесточивать всю группу, и попускать все зажимные винты, чтобы приподнять гребёнку, а иначе невозможно будет снять модуль с DIN рейки.

Поэтому, чтобы обеспечить возможность «горячей» замены, многие электрики монтируют гребёнку не вплотную к автоматам, а с промежутком, достаточным, чтобы приподнять заменяемый модуль.

Чтобы добавить автомат нужно использовать перемычки, или менять шину.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: