Типы шинопроводов направления их использования: где применяются

Основные типы шинопроводных конструкций

Тип конструкции определяет место эксплуатации, производственное помещения, торговые залы или спортивные площадки, потребляемая мощность электроприборов подключаемых к проектируемой сети:

Магистральные шинопроводы используют для распределения электрических цепей, от основной магистрали к ним подключают распределительные щиты, шкафы. Отдельные электроприборы большой мощности, кондиционеры, электроплиты и другие электроприемники.

Пример размещения магистрального шинопровода на стене

На трансформаторных подстанциях с мощностью от 1000 до 2500 кВА с токами 1600 – 4000А применяют шинопроводы серии ШМА. Более мощные варианты шинопрорводов серии ШМАД и ШМАДК в сетях постоянного тока на приводах электродвигателей прокатных станов, где токи достигают 6300А.

Распределительные шинопроводы предназначены для непосредственного подключения к ним электроприемников различного назначения.

Секция распределительного шинопровода с отводами

На обычных производственных объектах распределительная сеть собирается из шинопровода марки ШРА рассчитанного на токи 250 – 630А.;

Троллейная конструкция на шинопроводах ШТМ (200 – 400 А) позволяет устанавливать электроприборы, которые требуется перемещать в процессе эксплуатации, монорельсы с талью или подъемные краны, другие установки;

Основные элементы троллейного шинопровода

Осветительные шинопроводы применяют для подключения светотехнических устройств или маломощных приборов. Эти цепи не предназначены для больших нагрузок поэтому применяется шинопровод марки ШОС выдерживающий токи 25 – 63 А.

Один из вариантов трекового осветительного шинопровода

Технология монтажа распределительного шинопровода

Предварительно монтируются опорные сооружения, которые в дальнейшем используются по принципу несущих конструкций. На следующем этапе выполняется та же компоновка секций с блоками посредством креплений.

При монтаже несущей инфраструктуры рекомендуется выдерживать расстояние между опорными сооружениями в 3-4 м, но не более. Причем высота должна варьироваться в пределах 2,5-5 м в зависимости от условий в помещении и особенностей конструкции самого провода.

Для стыковки используются винтовые крепления, которые замыкают полумуфты. На этапе сборки соединяющие зажимы должны быть в ослабленном состоянии, чтобы не деформировать конструкцию при выполнении навесного крепежа. В дальнейшем крепежное усилие приводится в оптимальное состояние с показателями зажима 200 Н или 21 кг. Также технология монтажа шинопроводов распределительного типа предусматривает выполнение контроля стыковки путем проверки посадки выступов. Полумуфты должны попадать в фиксирующие отверстия модульных секций. Конфигурация их размещения предварительно рассчитывается в монтажной схеме.

Несмотря на громоздкость конструкции распределительных каналов, они дают широкие возможности с точки зрения вариантов размещения. Жесткую фиксацию, в частности, можно выполнять к специально выстроенным опорам, колоннам или же к поверхностям стен. При небольшой массе допускается и подвешивание канала в пролетах.

Шинопроводы. Виды и устройство. Применение и особенности

Шинопроводы это устройства, состоящие из проводников, изоляторов и устройств, которые предназначены для распределения и передачи электроэнергии в производственных помещениях и других объектах. Проводники в шинопроводах могут быть как изолированными, так и без изоляции. Для изменения направления линии есть возможность демонтировать модули шинопроводов и проложить их в другом направлении, так как их устройство легко подвергается модификации. Например, в торговых центрах для выполнения освещения отдельных зон применяют модульные устройства шинопроводов, на которых размещают декоративные прожекторы.

Осветительный шинопровод

Осветительный шинопровод значительно упрощает задачу по освещению помещений большой площади. Осветительный шинопровод как конструктор, собирается из отдельных секций. Проектирование и монтаж осветительного шинопровода на порядок быстрее чем кабельных линий. Осветительный шинопровод намного эстетичнее и удобнее в эксплуатации. Светильники подключаются к осветительному шинопроводу быстро и без отключения шинопровода.

Специалисты ГК «Терра-ток» подскажут Вам наиболее функциональное и выгодное решение с применением шинопроводов различного типа. Также мы выполним проект и монтаж шинопровода на объекте.

Наши события

19 января 2022, 18:09
RusCable Insider #253 — Главные материалы 2021 года. Часть 1

14 января 2022, 10:54
RusCable Live — Эфир 14.01.2022

31 декабря 2021, 12:04
Новогоднее кабельное телевидение 2022 от RusCable.Ru! Спецвыпуск RusCable Review и подарки!

30 декабря 2021, 10:00
RusCable Live — Новогодний квартирник: как прошел 2021 год для отрасли. Эфир 30.12.2021

29 декабря 2021, 12:26
«Росстандарт» наносит ответный удар. Или не наносит? Орловский кабельный завод разъяснил позицию по делу СМТУ Росстандарта и будет подавать жалобу в Верховном суде

27 декабря 2021, 14:51
Ушел из жизни президент «Самарской Кабельной Кампании» и заслуженный кабельщик Анвар Бульхин

Требования безопасности ПУЭ

Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка. Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.

Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.

Использование общей нулевой шины для подключения нуля и заземления приведет к замыканию. Стоит понимать отличие между разделением и объединением по типу PE и N.

Виды шинопроводов для освещения

При помощи шинопроводов можно устроить осветительные линии различного характера.

В зависимости от этого выбирается установка:

однофазных шинопроводов;


Однофазная модель

  • однофазных устройств, имеющих нулевой защитный проводник;
  • трехфазных видов;
  • трехфазных моделей с нулевым рабочим проводником;
  • трехфазных приспособлений с нулевыми рабочим и защитным проводниками.


Трехфазная модель

Шинопроводы могут иметь различное конструктивное исполнение, и быть оснащены:

  1. сплошным продольным пазом, который позволяет выполнить ответвление в любом месте линии;
  2. окнами в определенных точках.

Конструкции со сплошными пазами представляются более интересными. Они позволяют осуществлять передвижение источников света.

Шинопроводы предназначены для установки различных типов осветительных приборов:

  • экспозиционных, использующихся для подсветки предметов в торговых центрах, выставочных и художественных галереях и служащих для выделения объекта направленным световым потоком;
  • технических светодиодных, имеющих высокую стойкость к механическим и климатическим воздействиям;
  • прожекторов, применяющихся для освещения габаритных предметов и конструкций;
  • спотов, необходимых для устройства вспомогательного освещения и создания акцентов;
  • поворотных моделей, которые могут относиться и к экспозиционным светильникам, и к спотам.

Помимо перечисленных, применяются и другие виды источников света. В частных строениях могут размещаться люстры, бра и т.д.

Для монтажа системы освещения следует использовать продукцию проверенных изготовителей. К ним относятся: BBI Electric (Италия), Canalis Schneider Electric (Франция), ЕАЕ (Турция), NAXSO (Италия), Nobaduct (Германия), ZUCCHINI (Италия), СЗЭМИ (Россия), VMtec (Германия) и некоторые другие.

Что такое цветовая маркировка шин и проводов и зачем она нужна

В наше время монтаж электропроводки проводится проводами с различным цветом изоляции. И дело здесь не в каких-то модных тенденциях или красоте самого изделия, а в безопасности и удобстве эксплуатации данной электропроводки.

Ведь цветная изоляция может выполнять две функции одновременно – защиту от удара электрическим током или защиту от короткого замыкания путем наложения на проводник изоляционного материала, и с помощью цвета этого самого изоляционного материала помогает электрику определить назначения данного проводника.

Для избегания путаницы все цветовые расцветки были сведены к единому стандарту, описанному в ПУЭ.

Цветовая маркировка может быть выполнена как по всей длине проводника, так и в точках соединения проводников или на их концах. Для этого могут применять цветную изоленту или термоусадочные трубки (кембрики).

В данной статье мы рассмотрим цветную маркировку в однофазных и трехфазных цепях, а также в цепях постоянного тока.

Виды шинопроводов для освещения

При помощи шинопроводов можно устроить осветительные линии различного характера.

В зависимости от этого выбирается установка:

однофазных шинопроводов;

Однофазная модель

  • однофазных устройств, имеющих нулевой защитный проводник;
  • трехфазных видов;
  • трехфазных моделей с нулевым рабочим проводником;
  • трехфазных приспособлений с нулевыми рабочим и защитным проводниками.

Трехфазная модель

Шинопроводы могут иметь различное конструктивное исполнение, и быть оснащены:

  1. сплошным продольным пазом, который позволяет выполнить ответвление в любом месте линии;
  2. окнами в определенных точках.

Конструкции со сплошными пазами представляются более интересными. Они позволяют осуществлять передвижение источников света.

Шинопроводы предназначены для установки различных типов осветительных приборов:

  • экспозиционных, использующихся для подсветки предметов в торговых центрах, выставочных и художественных галереях и служащих для выделения объекта направленным световым потоком;
  • технических светодиодных, имеющих высокую стойкость к механическим и климатическим воздействиям;
  • прожекторов, применяющихся для освещения габаритных предметов и конструкций;
  • спотов, необходимых для устройства вспомогательного освещения и создания акцентов;
  • поворотных моделей, которые могут относиться и к экспозиционным светильникам, и к спотам.

Помимо перечисленных, применяются и другие виды источников света. В частных строениях могут размещаться люстры, бра и т.д.

Для монтажа системы освещения следует использовать продукцию проверенных изготовителей. К ним относятся: BBI Electric (Италия), Canalis Schneider Electric (Франция), ЕАЕ (Турция), NAXSO (Италия), Nobaduct (Германия), ZUCCHINI (Италия), СЗЭМИ (Россия), VMtec (Германия) и некоторые другие.

Особенности применения шинопровода

Преимущества и недостатки шинопровода перед кабелем

Преимущества шинопровода:

  • Скорость монтажа выше по сравнению с кабелем.
  • Наглядность. Линия шинопровод заменяет несколько кабелей. В нужных местах установлены отводные коробки (блоки отбора мощности), видно откуда и куда подводится электроэнергия. Не возникает вопроса «А что это за кабель и куда он идёт?».
  • Трасса шинопровода более компактна и занимает меньше места по сравнению с кабельной линией той же пропускной способности, имеет более эстетичный внешний вид.
  • Шинопровод может быть быстро демонтирован и повторно использован на другом объекте. С кабельной трассой не всегда такое возможно.
  • Экономия электроэнергии: за счет меньшего сопротивления
  • за счет лучшего теплоотвода (металлический корпус)

Конструкция шинопровода является пожаробезопасной
За счет металлического корпуса экранируют электромагнитное поле и имеют лучшие показатели по электромагнитной совместимости
Экологически более безопасны
Дешевле в реализации при грамотном подходе к проектированию
Эстетически более приятно выглядит: по заказу на заводе могут покрасить корпус шинопровода в белый, черный или любой другой цвет.

Недостатки:

  • Долгий срок поставки по сравнению с кабелем. Шинопровод — не складская позиция, его изготавливают специально под ваш проект.
  • Систему шинопроводов должен проектировать высококлассный специалист. Есть много нюансов, а ошибка в проектировании или неоптимальное проектное решение может дорого обойтись при реализации объекта (как дополнительные денежные траты, так и дополнительные временные потери).

Шинопровод или кабель, что дешевле?

Чтобы правильно ответить на это вопрос, надо корректно сравнивать. Часто сравнение проводят некорректно, задавая вопрос: «А сколько стоит метр шинопровода?», держа в уме стоимость метра кабеля той же пропускной способности. Почему такой вопрос некорректен и есть ли всё-таки какая-то стоимость у метра шинопровода? Давайте разберёмся.

Вы можете назвать стоимость метра ГРЩ? Не можете, потому что это абсолютно глупый и некорректный вопрос. Точно также и с шинопроводом.

Надо помнить, что шинопровод — это оборудование. Прямая секция нестандартной длины будет стоить примерно столько же как и стандартная трехметровая секция. Поворотный элемент будет стоить немного дешевле трехметровой секции (а у него длина не более полуметра). А есть еще отводные и фидерные блоки, компенсаторы расширения, секции чередования фаз и др. элементы.

И всё-таки стоимость метра шинопровода определить можно. Нужно определить стоимость всей системы и разделить на суммарную длину линий. Получится некая усреднённая цена — стоимость условного метра шинопровода. Правда, она справедлива только для конкретного объекта.

Тем не менее, сравнивать эту усреднённую цену метра шинопровода с ценой метра кабеля некорректно: кабель в воздухе висеть не будет и сам себя не смонтирует.

Для корректного сравнения реализации системы электроснабжения на шинопроводе и традиционным способом (кабель на лотках) требуется сравнить:

  1. Стоимость шинопровода + стоимость монтажа шинопровода + стоимость щитового оборудования.
  2. Стоимость кабеля + стоимость кабельных конструкций + стоимость монтажа кабельных конструкций + стоимость монтажа кабеля + стоимость щитового оборудования.

Вот в таком виде сравнение будет корректным. Параллельно посчитайте время монтажа. У шинопровода она будет меньше.

Небольшое пояснение по поводу учета щитового оборудования. Дело в том, что одна линия шинопровода может заменить несколько десятков кабельных линий. Соответственно, в ГРЩ (ВРУ) нужно будет вместо десятка автоматов установить один, но мощнее. Дополнительно экономим на габаритах и ошиновке щита.

Высококлассный специалист сможет удешевить реализацию объекта, переработав проект и заменив стандартное решение «лоток + кабель» на шинопровод. Мне удавалось снизить стоимость реализации проекта на 20% за счет изменения технического решения на, казалось-бы, «дорогой» шинопровод.

* — Нажимая на кнопку «Подписаться» вы даёте согласие на рассылку и обработку персональных данных, принимаете политику конфидициальности и соглашение по пользованию сайтом.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Какой шинопровод поставить в швейном цеху?

При большом количестве рабочих мест надо ставить распределительный шинопровод от которого делать отводы к каждой швейной машине и незабывайте про осветительные приборы. Чтобы не тратится на дополнительный осветительный шинопровод предусмотрите подключение светильников над каждой рабочей площадкой. Если позволяют средства установите комбинированную систему, крепите элементы осветительного шиноапровода параллельно распределительному. Толщина шин зависит от потребляемой мощности всеми вашими приборами, смотрите таблицы выше.

Вопрос №2. Шинопровод размещаю в верхней части помещения, распределительный щит на полу. Подвести кабель к щиту или опустить секции шинопровода ниже?

Большого значения не имеет, но для надежности и этетического исполнения лучше шинопровод завести в шкаф или как можно ближе.

Вопрос №3. Каким сечением кабеля подключать шинопровод и материал проводов?

По последним требованиям ПУЭ алюминиевой проводки уже не используют, большинство шинопроводов имеют медные шины.

Пример подключения шинопровода на трансформаторной подстанции

Для перехода с алюминиевых шин в старых распределительных шкафах используйте опресововочные гильзы. Сечение на кабеле и шинопроводе может быть разное, но выдерживать общую токовую нагрузку.

Вопрос №4. Можно на таль в тролейной системе установить прожектор, чтобы освещал рабочее место внизу?

Да теоретически это возможно, но требует отдельного описания и детали подключения зависят от модели шинопровода и тали. Лучше если этим будет заниматься специалист на месте.

  1. Кабель КГН: технические характеристики, критерии выбора и применения

Преимущества использования шинопроводов

Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:

  • Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
  • Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
  • Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
  • Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
  • Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
  • Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.

Область применения электрических шин – подключение электрических цепей в низковольтных сетях или высоковольтных разрядных устройств, подстанций и т.д.

Теги

трековых светильников подключение светильников либомонтировать светильники прямотрековых светильников трековых светильников применяюттрековые светильники.для трековых светильниковдля трековых шинопроводовдля трековых светильниковдля трековых светильниковустанавливаются трековые светильники. Трековые светильникидля трековых светильниковприменение шинопроводов преимущества шинопровода поКонструкция шинопровода Элементы шинопровода Конфигурация шин шинопровода

устройствазащитыустройствостатьивыбореизоляциейглавнаястепеньпитаниявопросымогутсветаполнойиспользуютсягостэлектрическихфазвоздействиясветодиодныекоторуюмоделиоболочкамифазноговодой

Классификация шин по форме сечения

Поперечное сечение шин

В зависимости от формы поперечного сечения шинопровода различают:

  • трубчатые конструкции;
  • прямоугольные модели;
  • коробчатые проводники;
  • двух- или трехполосные модели.

Преимущества проводников с прямоугольным сечением – эффективное отведение тепла и низкое сопротивление силы тока, что снижает активную и ограничивает реактивную энергию

Таким образом удается обеспечить существенную экономию дорогостоящих энергоресурсов, что имеет важное значение для крупных коммерческих и производственных объектов

Область применения шинопровода прямоугольного сечения – монтаж сетей и распределительных устройств силой тока в диапазоне 2000-4000А. Возможно соединение нескольких плоских шин для получения двух- или трехполосных конфигураций.

Плоские и коробчатые модификации шинопровода находят применение в сетях, работающих под напряжением до 35кВ.

Оптимальной модификацией считается трубчатая электрическая шина. В числе ее основных преимуществ – эффективное теплоотведение, высокая прочность и равномерность распределения образующегося электрического поля.

В зависимости от назначения и необходимых рабочих параметров для изготовления проводников могут использоваться:

  • медь;
  • алюминий;
  • сталь;
  • сталеалюминий — стальной сердечник, покрытый повивкой из алюминиевых проводов.

В числе преимуществ алюминиевых шин – антикоррозийная стойкость, отличные электропроводящие свойства, небольшой вес и приемлемая стоимость. Для их изготовления применяют низколегированные алюминиевые сплавы с незначительным содержанием кремния и магния для улучшения пластичности и прочности металла.

Медные шины с содержанием меди до 99% ни в чем не уступают алюминиевым, но имеют меньшее распространение из-за сравнительно высокой стоимости.

Нулевая шина

Подключение заземляющих и нейтральных рабочих проводников выполняется с помощью нулевой шины. Ее конструкция состоит из токопроводящей жилы и пластикового основания, которое монтируется на DIN рейку. Жила изготавливается из специальной электротехнической меди или латуни. В конструкции токопроводящего элемента имеются отверстия и зажимные болты. Их наличие позволяет выполнить аккуратную и безопасную разводку кабелей в узлах распределительных устройств. Модели нулевых шин изготавливают разной длины, что позволяет проделать в жиле требуемое количество монтажных отверстий. Основная область их применения – сети переменного или постоянного тока, рассчитанные на рабочее напряжение до 400В.

Благодаря применению нулевой шины удастся:

  • повысить эффективность используемых защитных автоматических устройств;
  • создать одновременно несколько точек подключения нагрузок к нулевому проводнику;
  • аккуратно и безопасно разделить нулевые и рабочие проводники;
  • выполнить заземление видимого типа с использованием пластикового устройства с крышкой для защиты клемм;
  • смонтировать единую цепь от точки заземления до каждой нагрузки.

Монтаж нулевой шины выполняется непосредственно внутри электрического щитка или на металлическую рейку с помощью болтового соединения. Различают открытый и закрытый способы монтажа. Первый вариант предусмотрен для электрических шкафов с закрытой конструкцией, что исключает доступ посторонних лиц к внутреннему содержимому. Монтаж закрытым способом оптимален для сетей, к которым подключается дорогостоящее энергоемкое оборудование – станки и механизмы, электроинструмент и т.д.

Проектирование и особенности монтажа

При необходимости делаются чертежи с изометрическим отображением пространства (в трех плоскостях) с подробным описанием деталей. При этом учитываются общин требования монтажа и условий дальнейшего обслуживания, опорные элементы не должны размещаться к потолочным перекрытиям ближе 700мм. В отдельных случаях допускается расстояние до 350 мм, при условии, что в этом месте не будет сварочного или болтового соединения шин. Продумываются маршруты доставки секций в помещение, необходимые подъемные механизмы и рабочие площадки на них, для монтажных работ на высоте. Проектная документация передается на завод изготовитель, на основании которой делаются все основные элементы шинопроводной сети конкретного объекта. Такой метод значительно сэкономит время и трудозатараты на монтаж шинопровода в производственных помещениях.

Производители поставляют изделия в комплекте согласно заданной спецификации проекта, не зависимо от конкретного заказа везде есть общие элементы шинопроводов:

  • Прямые секции;
  • Фигурные элементы;

Сочетание прямых секций с фигурными элементами

  • Конструкции опор;
  • Элементы крепления шин на опоры;
  • Изоляционные материалы для стыков и другие.

В большинстве случаев комплекты упаковываются в деревянную тару, элементы смазаны техническим вазелином и завернуты в упаковочную бумагу.

Падение напряжения в системе

Падение напряжения в шинопроводе u, В, вычисляют по формуле

где и — суммарное падение напряжения в системе, В;

R1
и Х1 — средние значения активного и реактивного сопротивлений
системы согласно ,
Ом/м;

IB — ток в
рассматриваемой цепи, А;

L— длина рассматриваемой системы, м;

cosj
— коэффициент мощности нагрузки;

k— коэффициент распределения нагрузки.

Примечания

1 Коэффициент распределения нагрузки к
для расчета падения напряжения в конце шинопровода принимается равным:

1 — если нагрузка
сконцентрирована в конце шинопровода;

— если нагрузка распределена равномерно между
n ответвлениями.

Коэффициент распределения нагрузки к для
расчета падения напряжения на начале ветви, находящемся на расстоянии dот
начала шинопровода, принимается равным:

— в случае, если нагрузки распределены равномерно
по длине шинопровода.

2 В целях
ускорения процесса основных расчетов изготовитель может предоставить таблицу с
предварительно рассчитанными значениями падения напряжения в вольтамперах и
метрах длины для различных значений коэффициента мощности.

Приложение
К
(справочное)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрика
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: